Запад решил конкурировать с Китаем со своим собственным глобальным инфраструктурным проектом

Запад решил конкурировать с Китаем со своим собственным глобальным инфраструктурным проектом

ЕС и G7 планируют свои собственные версии глобального инфраструктурного проекта, ведущегося в настоящее время пока только Китаем: им предстоит многое наверстать. За последние 10 лет Китай построил в Африке более 100 000 километровавтомобильных и железных дорог. Масштабный проект является частью инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП или BRI) — глобальной сети физической и цифровой инфраструктуры, создаваемой под руководством Китая.

Запад решил конкурировать с Китаем со своим собственным глобальным инфраструктурным проектом

Среди африканских проектов BRI — завершение Трансафриканского шоссе 5 (TAH5). Шоссе соединяет Дакар в Сенегале со столицей Чада Нджаменой. В конечном итоге TAH5 достигнет Джибути на Африканском Роге, в 8700 км к востоку от Дакара. Инвестиции Китая в африканскую инфраструктуру являются частью более крупного плана глобальной китайской инфраструктуры. Китайские компании строят дороги, порты и железные дороги по всей Азии, Ближнему Востоку и Южной Америке.

Мостостроение

BRI включает в себя не только дороги и высокоскоростные железнодорожные линии, но и гидроэлектростанции, туристические комплексы, больницы, шахты, трубопроводы, ИТ-инфраструктуру и даже здания законодательных органов. Новое здание парламента Зимбабве стоимостью 140 миллионов долларов США было построено Китаем. Требуется сильная уверенность в себе, чтобы задумать глобальный проект гражданской инфраструктуры на нескольких континентах. Китай выделил более триллиона долларов на 13 000 проектов в более чем 150 странах. Страны-участницы включают военные диктатуры, теократии и демократии.

Запад решил конкурировать с Китаем со своим собственным глобальным инфраструктурным проектом

Одной из жемчужин ОПОП является мост Мухаммеда VI в Марокко, самый большой подобный мост в Африке. Китайская ассоциация строительной промышленности наградила китайского строителя моста престижной премией Лу Бань. Лу Бань, древний архитектор, является покровителем китайских строителей.

Переработка долларов

Китай может финансировать BRI благодаря внешней торговле. Положительное сальдо торгового баланса только с США составляет примерно миллиард долларов в день, а с Европейским союзом — около 300 миллионов долларов в день. Часть этого огромного излишка перерабатывается в проектах BRI, причем Африка является одним из крупнейших получателей. Кобус ван Штаден, эксперт по китайско-африканским отношениям в Йоханнесбурге, отмечает, что китайцы продемонстрировали, что на континенте можно строить крупные инфраструктурные проекты, и что BRI повысил доверие инвесторов. В документе об инвестициях Китая в проект TAH5 он отмечает: — «Я бы сказал, что успех этих разработок сломал укоренившиеся предубеждения против финансирования африканской инфраструктуры среди более широкого круга спонсоров. Это потенциально может ускорить завершение соединения между Восточной и Западной Африкой».

Запад решил конкурировать с Китаем со своим собственным глобальным инфраструктурным проектом

Помимо переработки долларов и евро, Китай получает доступ к африканским ресурсам, создавая рынки для своих солнечных батарей, телекоммуникационных технологий и множества промышленных и потребительских товаров. Китай заменил США и ЕС в качестве крупнейшего торгового партнера Африки. BRI также связывает внутреннюю инфраструктуру Китая со странами АСЕАН Индонезией, Вьетнамом, Мьянмой, Камбоджей, Малайзией и Таиландом. Затраты на оплату труда и другие расходы в Китае растут, и китайские производители начинают передавать производство в Юго-Восточную Азию, а также в Африку.

Задуманный всего 10 лет назад, BRI теперь охватывает весь евразийский континент, от восточного Китая до Западной Европы. Среди основных магистралей:

— Новый Евразийский сухопутный мост, который проходит из западного Китая в западную Россию через Казахстан.

— Коридор Китай-Центральная Азия-Западная Азия, который будет проходить от западного Китая до Турции.

— Экономический коридор Китай-Индокитайский полуостров, соединяющий южный Китай с Лаосом, Таиландом, Малайзией и Сингапуром.

— Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), инфраструктурный проект стоимостью 62 миллиарда долларов, включая порт Гвадар для дальнейших морских перевозок в Африку и Западную Азию.

— Трансгималайская многомерная соединительная сеть, превращающая Непал из страны, не имеющей выхода к морю, в нацию, связанную с сушей.

Политические накладки BRI

Западные СМИ, занятые Украиной, по большей части проигнорировали встречу Шанхайской организации сотрудничества в этом месяце в Самарканде, Узбекистан. ШОС является одним из нескольких политических наложений ОПОП. Его членами являются Китай, Индия, Пакистан, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и с недавних пор Иран. Турция, получившая отпор со стороны ЕС, заявила, что также присоединится к ШОС. ШОС подчеркивает суверенитет и взаимность. Его политическое мировоззрение напоминает Бандунгскую конференцию 1955 года, азиатско-африканскую встречу государств, только что получивших независимость от Европы. Это привело к формированию Движения неприсоединения в 1961 году.

Второй политической составляющей ОПОП является БРИКС, группа, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Основанная в 2009 году, группа сейчас включает в себя десятки претендентов на членство, в том числе большинство государств Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). БРИКС была сформирована после финансового кризиса 2008 года. Денежный рынок, в котором доминировал доллар, рухнул после кризиса субстандартного ипотечного кредитования в США, что поставило под сомнение надежность и устойчивость долларовой системы. Разработка альтернативы долларовой системе занимает важное место в повестке дня БРИКС.

Долговые ловушки

Запад поздно осознал, что ОПОП может изменить правила игры. Первоначально он назвал BRI «китайским проектом» и заявил, что это долговая ловушка. Но это скорее похоже на проекцию. По состоянию на 2020 год на долю китайских государственных и частных кредиторов приходилось 12% внешнего долга Африки в размере 696 миллиардов долларов. Остальное в основном принадлежит западным кредиторам и, как правило, имеет более высокую процентную ставку.

С 1960-х годов Запад влил значительную помощь в развитие Африки, но почти безрезультатно. Это не привело к экономическому росту или повышению уровня жизни в Африке. Питер Бауэр, британский экономист в области развития и известный критик западной модели помощи, назвал традиционную помощь в целях развития «передачей ресурсов от налогоплательщика страны-донора правительству страны-получателя». В декабре 2021 года Европейская комиссия (ЕК) решила последовать примеру Китая. Он объявил о «Глобальных воротах» и предложил потратить 300 миллиардов евро в следующие пять лет на финансирование инфраструктурных проектов по всему миру.

С присущим ему миссионерским рвением ЕС позиционировала Глобальные ворота как этическую версию ОПОП. Комиссия сказала: — «Предлагая инновационный выбор для развития глобальной инфраструктуры, основанный на потребностях наших партнеров, Global Gateway станет инвестицией в международную стабильность и сотрудничество. Global Gateway может продемонстрировать, как демократические ценности обеспечивают уверенность и прозрачность для инвесторов, устойчивость для партнеров и долгосрочные выгоды для людей во всем мире».

В июне этого года в бой вступили США. Встреча США, Канады, Германии, Японии и других стран-членов Большой семерки положила начало «Партнерству для глобальной инфраструктуры и инвестиций». Его цель — собрать 600 миллиардов долларов на глобальные инфраструктурные проекты в странах с низким и средним уровнем дохода в ближайшие пять лет. Учитывая события в Украине, мир должен затаить дыхание в связи с тем, что западная версия BRI будет запущена в ближайшее время. Западным странам придется потратить сотни миллиардов, если не триллионы долларов и евро, чтобы сдержать ущерб, нанесенный изоляцией от России. Дешевая же российская энергия теперь течет в Азию, из-за чего Европе будет еще труднее конкурировать с Востоком. Высокая стоимость энергии может вынудить энергоемкие европейские отрасли переместиться в Азию, США или Африку.

ЯН КРИККЕ