Западные MRAP на вооружении ВСУ

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Западные MRAP на вооружении ВСУ1 прочтение2 дня назад

Западные MRAP на вооружении ВСУАмериканские MRAP MaxxPro и Oshkohs Американские MRAP MaxxPro и Oshkohs

После начало "миротворческой операции" стран входящих в блок НАТО и их союзников в Афганистане, стал быстро и массово развиваться класс боевых машин типа MRAP. MRAP это класс высокозащищеных тактических автомобилей с противоминной защитой.

С начала 2000 годов в США и у их союзников возникла проблема. Пехота несла потери от мин противника как Ираке, так и в Афганистане. Потери несли не только части передвигающиеся на БМП М2 Бредли или БТР Страйкер. Потери несли патрульные команды передвигающиеся на машинах Хамви.

Западные MRAP на вооружении ВСУТяжелый MRAP CuguarТяжелый MRAP Cuguar

По опыту войны ЮАР с африканскими повстанцами было принято решение о создании и оснащении войск союзников более простыми бронированными машинами. При этом степень защиты экипажа от подрыва на минах должен быть выше. По этой причине в начале 2000х годов в США и у его союзников появляется целое семейство таких машин. Это известные модели MaxxPro, Husky, Cuguar, Mastiff, Oshkosh. Было их произведено в общей сложности около 35000-40000 штук.

Западные MRAP на вооружении ВСУБрат Cuguar британский "MastiffБрат Cuguar британский "Mastiff

После окончания операции союзников в Афганистане и сокращения присутствия в Ираке, большая часть подобной техники США и Британии оказались не нужны. После начала СВО часть этой техники было поставлено для нужд ВСУ. Где то примерно поставили от 1000 до 1500 различных машин такого рода.

Кроме импортных машин, есть местная сборка техники такого рода. Но все это просто сборка MRAP на основе импортных компонентов. Собственно украинскими там могут быть броня и ряд компонентов. В остальном все это импортные узлы и агрегаты.

Западные MRAP на вооружении ВСУMaxpro с дополнительными модулями защитыMaxpro с дополнительными модулями защиты

Описывать по отдельности модели MRAP не вижу смысла. Все они плюс минус похожи. Производят их американские или британские компании из одной компонентной базы. Разделить можно их по весу на относительно легкие и тяжелые.

Легкие в основном базируются на двухосной платформе. Имеют вес от 12 до 14 тонн. Клиренс 410-475 мм, подвеска пружинная или рессорная. Экипаж 4-7 человек. Грузоподъемность 1,5-3 тонны

Тяжелые машины, обычно от 17 до 24 тонн. Имеют рессорную подвеску, созданы на двух или трехосной платформе. Экипаж может доходить до 10 человек. Клиренс примерно такой же. Грузоподъемность от 3500 до 5500 кг.

Что объединяет эти машины? Степень защиты. Все они рассчитаны на защиту от подрыва на минах и стойкость к пулям 7,62 мм с обычным или бронебойным пулям. В последнее время по опыту их применения тяжелые машины могут оснащаться защитой от РПГ в виде дополнительных пластин или решеток.

Общее у них вооружение. Обычно это могут быть пулеметы 7,62 или 12,7 мм, а так же 40 мм автоматический гранатамет в полузащищеной башне. Машины оснащены средствами связи, кондиционирования, сиденья экипажа крепятся на специальных подвесах, для снижения эффекта от подрыва мин под колесом.

Еще их объединяет общая компоновка кузова. Обычно они все имеют капот. Таким образом при подрыве машины при наезде колесом на мину, передние члены экипажа не получают ранений. Так же для снижения вторичных осколочных повреждений экипажа, машины имеют кевларовый подбой.

Maxpro и Cuguar имеют капоты из композитных материалов. По крайней мере те, что я видел на выставке трофейной техники.

Еще их объединяет мощность моторов обычно это 330-375 лошадиных сил. Производители Интернешинал или Катерпиллер. Скорость на трассе от 90 до 110 км/ч. Запас хода зависит от модификации. Обычно это 400, 600 и до 1000 км.

Западные MRAP на вооружении ВСУMRAP Husky самый массовый в американской армииMRAP Husky самый массовый в американской армии

Главное преимущество этих машин в их стоимости производства и эксплуатации. Использование компонентов от обычных коммерческих автомобилей позволяет снизить эксплуатационные расходы. Исключением может быть только пружинная подвеска Maxpro. На первых вариантах шла рессорная, позже ее заменили на пружины. Связано это с особенностями эксплуатации в горной местности, где колесный ход должен быть достаточным при движении по камням.

Стоимость таких машин в базе колеблется от 400 до 600 тысяч долларов. Что значительно ниже стоимости БМП М2 Бредли (3-6 млн долларов зависит от модификации) или БТР Страйкер (2,5-5млн). Сами понимаете, что экономику войны ни кто не отменял. Проигрывают по стоимости Хамви (250-350 тысяч долларов) и старым БТР М 113 (тут уже остаточная стоимость цветмета).

В условиях боевой работы низкой интенсивности, где БМП и БТР избыточны для ведения патрульной службы, такого рода машины более предпочтительнее. Но все меняется, когда войска ведут более интенсивные боевые действия. Тут MRAP теряет свои лучшие качества противоминной защиты от подрыва.

В боях на Украине основным видом поражения техники стали БПЛА. Самым грозным и доступным средством являются FPV-дроны. Они выводят из строя более защищённую технику- танки. О легкой броне типа MRAP и говорить не приходится.

Тем не менее такая техника себя неплохо показывает в том случае, если оборона противника слабая. Так Харьковская и Курская операция ВСУ, показали, что если нужна скорость передвижения и вражеская оборона слабая, колеса делают успех. Со своей задачей справляются, переместить пехоту в нужное место. Сохранить ей жизнь, при определенных условиях и тем самым выполнить задачу. Если повреждения будут незначительными, то ее эвакуируют и быстро введут в строй.

Есть конечно и жирный минус. В период осенней или весенней распутицы эти машины теряют свое преимущество в скорости. Наоборот их проходимость падает. Из-за большого веса, и больших габаритов, многие экземпляры сложно спасать из грязи.

Есть еще существенный недостаток. Это габариты машин. Длина и высота такой техники существенны. В высоту не менее 2,8-3 метра в длину 6-7,5 метра. Это делает их хорошей мишенью.

Минус для ВСУ. Это полная техническая зависимость от Западной помощи. Эксплуатация этой техники несет проблемы языкового барьера так и низкая скорость поставок запасных частей и расходников. Это приводит к низкой степени боевой готовности техники. Много поломок.

Какой можно сделать вывод? MRAP техника неплохая в определенных условиях. Она по цене ниже чем другие экземпляры боевых машин. Может иметь необходимую защиту личного состава, в определенных условиях. Но при интенсивных боевых столкновениях с регулярной армией, а не партизанскими формированиями, они теряют свое преимущество.