Западный «альянс демократий» вместо чудо-оружия против России нашел только мышеловку с бесплатным сыром

Западный «альянс демократий» вместо чудо-оружия против России нашел только мышеловку с бесплатным сыром Федеральное агентство новостей

Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер сообщила, что лидеры «Большой семерки» изучают возможность установления предельных цен на российскую нефть, а значит, уже завтра, 2 сентября 2022 года, эта возможность может стать новой реальностью мировой экономики и политики.

Следом аналогичные шаги, видимо, должны будут повторить и в рамках Евросоюза — во всяком случае, «экстренная» встреча министров энергетики, еще 26 августа заявленная премьер-министром Чехии Петром Фиалой, была перенесена с 30-31 августа на 9 сентября, и это понятно: как говорит известная украинская пословица, «не лезь поперед батьки в пекло».

Все страны «альянса демократий» (далее сокращенно — АД) равны, но некоторые, прежде всего США, намного равнее других. А потому принимать столь чувствительное решение по существу должны американцы, вносить поправки по его форме — члены «Группы семи», а полякам, датчанам и разным прочим чехам дозволено только исполнение приказа: как сумеют.

Однако в данном конкретном случае риски чересчур многообразны и велики. Нет, сам по себе факт того, что «невидимую руку свободного рынка» страны АДа в лице Байдена и Ко супердемократично пытаются заменить на командно-административный протез, ничуть не удивляет: тому, кто сказал «а» («адские санкции»), рано или поздно приходится говорить и «б»…

Поскольку любые экономические ограничения, санкции в том числе, чем бы их ни объясняли, суть свидетельство конфликта не только внешнего, но и внутреннего; они означают, что внутри системы, вводящей эти ограничения/санкции, находятся акторы, которые в условиях «бизнеса как обычно», продавали бы «врагам» или покупали бы у «врагов» те или иные товары и услуги — просто потому, что это для них выгодно (прибыльно).

Следовательно, введение подобных ограничений/санкций означает, что те, кто их вводит, либо не могут, либо очень сильно не хотят обеспечить акторам собственной системы ни лучшего спроса, ни лучшего предложения. Отсюда сама идея ценовой дискриминации российских энергоносителей со стороны США и их союзников несет в себе следующие риски.

Первое. Признание того, что полный отказ АДа от этих энергоносителей (эмбарго на их импорт) невозможен вследствие снижения общего предложения и, соответственно, роста цен, а попытки добиться баланса между спросом и предложением (за счет снижения стратегических запасов США и попыток добиться от ОПЕК+ роста нефтедобычи) оказались безрезультатными.

Западный «альянс демократий» вместо чудо-оружия против России нашел только мышеловку с бесплатным сыром Федеральное агентство новостей

Второе. Если в условиях подобной ценовой дискриминации Россия не увеличит, а снизит поставки на внешние рынки, прежде всего — на рынки стран АДа, уровень цен на энергоносители неизбежно вырастет, а потому нужно будет или платить в целом все больше и больше, или же расширять круг дискриминируемых стран (не только экспортеров, но также импортеров энергоносителей).

Третье. Такая дилемма означает выбор между гиперинфляцией издержек (если платить все больше) и эскалацией конфликтов (если «давить» страны-экспортеры, от Саудовской Аравии до Норвегии, и страны-импортеры, от Индии до Китая). То есть в итоге дисбалансы энергетического рынка только усилятся.

Четвертое. В свою очередь, такое усиление дисбалансов потребует от стран АДа все большего изъятия ресурсов для силового давления как во внутренней (социально-экономические издержки гиперинфляции), так и во внешней политике (финансирование конфликтов за пределами собственных границ).

То есть идея «предельных цен» априори провальная, заставляющая США и их союзников расходовать свои тающие силы и средства на заведомо недостижимые цели, то есть максимально неэффективно. Но, похоже, в глазах Байдена и Ко эта идея сейчас выглядит примерно так же, как в глазах Гитлера и Ко в конце Второй мировой выглядела идея создания «вундерваффе», чудо-оружия, способного одним махом решить все их проблемы…

Но, как известно, даже в исполненном американцами к лету 1945 года варианте «вундерваффе»-атомной бомбы далеко не все проблемы США оказались решены — так это не работает. Но наша страна вовсе не обязана — особенно в нынешней ситуации — помогать странам АДа, Соединенным Штатам и Европе прежде всего, в решении их проблем. И если те решат загнать себя в мышеловку с бесплатным сыром, то есть с «предельными ценами на российские энергоносители», то ничего удивительного в этом не будет: США и их союзники, отвергнув предложения России по безопасности, «пошли по вектору ошибки», который с тех пор остается у них неизменным.

Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.