«Запереть российские суда»: Эстония решила заблокировать Калининград
Эстония может создать «прилежащую зону» в Финском заливе, сообщается на сайте МИД республики. Это позволит контролировать 24 морских миль (44 км) от исходной линии территориальных вод. Что даст эстонцам возможность «инспектировать», то есть проверять суда, проходящие по этой зоне. Некоторые издания сразу сообщили, что балтийская страна теперь сможет задерживать военные корабли РФ, но это не так: право инспекции не распространяется на военные корабли иностранных государств или суда, используемые в некоммерческих целях. Тем не менее решение эстонских властей может попортить крови Москве.
«Я считаю это решение важным шагом в укреплении безопасности Эстонии, потому что таким образом у нас будет лучшее представление о том, что происходит в нашем прибрежном районе, — заявил министр иностранных дел Урмас Рейнсалу. — Такое расширение контроля, безусловно, благотворно скажется и на охране окружающей среды».
По эстонской версии, мера направлена на предотвращение нарушений таможенного, налогового, иммиграционного и санитарного законодательства в территориальном море, а также позволит привлекать к ответственности нарушителей. Правда, инициатива пока находится лищь на стадии обсуждения.
«Здесь все-таки есть международное морское право. Нужно исходить из этого. Поэтому свобода судоходства обеспечивается этим правом. И мы исходим из того, что так и будет дальше», — прокомментировал эту новость пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В МИД Эстонии отрицают, что инициатива поможет им эффективнее применять санкции против России и тщательнее досматривать российские суда, но, тем не менее, соответствующий механизм появится. Корабли, следующие из порта в Санкт-Петербурге, фактически могут оказаться в зоне влияния Эстонии или Финляндии. «А именно из Ленинградской области, например, идет снабжение Калининграда», — напомнил главный редактор издательства «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:
— Есть два берега: финский и эстонский. А Санкт-Петербург находится в самом основании этого залива. Когда Финляндия не собиралась вступать в НАТО, то российские суда шли по нейтральным водам и не касались морских границ Эстонии. Там остался небольшой кусочек нейтральных вод, по которым и шли российские суда, не нарушая водных рубежей обеих стран.
Если Таллин пойдет на этот шаг, то корабли России будут заходить на территорию или той, или другой страны. Это делается для того, чтобы запереть суда, которые идут из портов Усть-Луги и Питера.
— Почему мы говорим о блокаде, если речь идет лишь о проверках?
— Это неправильно, чтобы кто-то проверял российские суда Допустим, везет судно зерно, уголь или минеральные удобрения, а эстонская сторона может развернуть корабль обратно, потому что угля якобы много, и это загрязняет их воды. Ну, или выписать штраф. На такое нельзя соглашаться. Это унизительно.
— Разве это не международная практика?
— Да, но лишь тогда, когда это происходит в признанных водах. То есть тех, которыми сегодня уже владеет Эстония. Если туда без спроса заходит судно, то страна имеет право остановить его, проверить груз и принять решение пропустить или развернуть обратно. Но в данном случае они просто выдумали себе еще один кусок территории. Возможно, международное право это в каких-то вынужденных случаях допускает, но здесь речь идет лишь о политическом решении — перерезать линию снабжения Калининграда.
— Может ли Эстония пойти на этот шаг юридически?
— Даже не вздумайте писать, что юридически они имеют на это право! Они не могут учреждать это в одностороннем порядке, не учитывая интересы третьей стороны, которой является Россия.