Заправки вводят ограничения на продажу топлива

В России сложилась напряженная ситуация на рынке моторного топлива. Жители различных регионов страны столкнулись с перебоями в работе автозаправочных станций, ограничениями на отпуск бензина и ростом цен. Власти и эксперты называют комплекс причин, приведших к дефициту, а правительство предпринимает экстренные меры для стабилизации обстановки.

Проблема носит системный характер и затрагивает как независимые АЗС, так и крупные сети. Наиболее остро дефицит ощущается в Центральном федеральном округе, южных регионах, Поволжье и на Дальнем Востоке. По данным мониторинга, с конца июля по конец сентября 2025 года число работающих автозаправочных станций в России сократилось на 360, или на 2,6%. Наибольшее сокращение — на 14,2% — зафиксировано в Южном федеральном округе, а в Крыму и Севастополе бензин перестали продавать 50% АЗС.

Почему возник дефицит топлива

Основной причиной текущего кризиса стал комплексный сбой в цепочке поставок, вызванный как внешними воздействиями, так и внутренними рыночными механизмами.

Главным дестабилизирующим фактором стали атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). По оценкам экспертов, в августе 2025 года простаивало около 23% мощностей российских НПЗ, причем 17% из них были остановлены именно из-за ударов дронов, что стало историческим рекордом . Пострадали предприятия в Самарской области, Волгограде, Саратове и Рязани — одни из крупнейших в стране. Новая тактика предполагает нанесение массированных ударов с целью вывода заводов из эксплуатации, а не просто снижения объемов производства, как это было в 2024 году.

Практически каждый день идут атаки со стороны Украины на инфраструктуру. Соответственно, до 25% объема мощностей уже выведены из строя. Это катастрофически много.

К этому добавились и сезонные факторы. Конец лета — период традиционного роста спроса на моторное топливо в связи с проведением сельскохозяйственных работ и сезоном отпусков, когда многие россияне отправляются в поездки на личных автомобилях. Одновременно на НПЗ проводятся плановые ремонтные работы, что дополнительно сокращает предложение.

Ситуацию усугубляют особенности государственного регулирования. Демпферный механизм, призванный сдерживать рост розничных цен, ограничивает ценовые сигналы рынка. Это снижает стимулы для производителей оперативно наращивать поставки в условиях дефицита и создавать сезонные запасы. Высокие ключевые ставки Банка России также сделали невыгодным для оптовиков предварительную закупку и хранение больших объемов топлива.

Какие меры принимаются для решения проблемы

Правительство России предпринимает ряд шагов для насыщения внутреннего рынка и стабилизации цен. Ключевой мерой стало ограничение экспорта.

25 сентября вице-премьер Александр Новак объявил о продлении запрета на экспорт бензина до конца 2025 года для всех участников рынка. Кроме того, до конца года будет запрещен экспорт дизельного топлива для «непроизводителей». Цель этих мер — перенаправить дополнительные объемы нефтепродуктов на внутренний рынок и предотвратить усугубление дефицита.

В целом и по сентябрю, и по октябрю баланс (топливного рынка) сложен.

Для сдерживания спекулятивного роста цен на биржевые торги также введены ограничения. С 8 сентября Петербургская биржа установила лимиты на рост котировок и количество заявок на покупку бензина, а 23 сентября аналогичные правила были введены для торгов дизельным топливом.

На региональном уровне власти пытаются точечно решать логистические проблемы. Например, в Крыму власти планируют устранить перебои с АИ-95 в течение двух дней, а с АИ-92 — за две недели. В Нижегородской области причину нехватки бензина объяснили «корректировкой в транспортно-логистической системе поставок» на фоне сложной ситуации на НПЗ.

Последствия для рынка и потребителей

Сложившаяся ситуация уже оказала значительное влияние как на владельцев АЗС, так и на простых автовладельцев.

Наиболее уязвимыми оказались независимые автозаправочные станции, которые не имеют собственной сырьевой базы и вынуждены закупать топливо по высоким биржевым ценам. Многие из них были вынуждены временно приостановить продажу бензина или ввести жесткие ограничения — отпуск 10-20 литров на одного покупателя. Некоторые сети перешли на торговлю только дизельным топливом.

Для потребителей это вылилось в рост цен и неудобства. По данным Росстата, в период с 16 по 22 сентября рост цен на топливо был зафиксирован в 82 субъектах РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. В отдельных регионах, таких как Тамбовская, Тверская и Липецкая области, несетевые АЗС подняли цены примерно на 10% . Паника среди водителей, стремящихся заправить полные баки и сделать запасы в канистрах, лишь ускоряет опустошение резервов на заправках.

Прогнозы экспертов: что ждать в ближайшем будущем

Мнения аналитиков о дальнейшем развитии событий разделились. Оптимистичный сценарий предполагает нормализацию ситуации осенью.

Ситуация с топливом в РФ, напротив, должна нормализоваться к концу октября, когда закончится сезон высокого спроса, а рынок «выйдет из горячки».

Такого мнения придерживается президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Он полагает, что основная проблема сосредоточена в независимом секторе, и с охлаждением спроса напряженность снизится.

Однако существуют и риски сохранения напряженности. Продолжающиеся атаки на НПЗ и сложности с быстрым восстановлением поврежденного оборудования могут поддерживать дефицит. Эксперты указывают, что Россия, несмотря на статус крупной нефтяной державы, занимает лишь 15-е место в мире по доступности бензина для населения . Прогнозируется, что к концу 2025 года цена на АИ-95 в среднем по России может достичь 65,3 рубля за литр, а отметка в 70 рублей за литр будет преодолена уже к июню 2026 года.

Таким образом, текущий топливный кризис является следствием наложения нескольких факторов: внешних атак на инфраструктуру, сезонного всплеска спроса и системных проблем в регулировании рынка. Действия правительства направлены на краткосрочную стабилизацию, однако для долгосрочного решения проблемы могут потребоваться более глубокие изменения в отраслевой политике.