Запущен проект по выходу России к Индийскому океану о прямого сообщения с Индией. Китай от этого не в восторге
России необходимо более тесное сотрудничество с Индией и прямой выход в Индийский океан , но для этого нет необходимой логистики. Единственный путь пока это морем , однако это очень долго и далеко.
В результате как стало известно Россия совместно с другими заинтересованными лицами собирается построить трансафганскую железную дорогу, которая выйдет на Пакистан и, следом, на Индию.
Это позволит не только плотно сотрудничать экономически , но и следует рассматривать с геополитической точки зрения очень.
Недавно прошли переговоры между РЖД и Узбекскими железными дорогами . Основной вопрос это проект строительства трансафганской железной дороги Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешвар. Стоимость проекта примерно 5 млрд долларов. Грузооборот — 20 млн тонн.
Российская компания РЖД и компания Узбекские железные дороги сделали значительный шаг к началу проекта и договорились о следующем:
– обмен техническими и картографическими параметрами между проектными структурами и НИИ;
– проведение предварительного расчета параметров проекта, маршрута с доведением информации до афганской стороны;
– присоединение афганских структур к Совету СНГ по железнодорожному транспорту.
Если всех смущает стоимость проекта , то она на фоне стоимость второго этапа расширения БАМа и Транссиба в два раза меньше. Поэтому реализовать этот проект по силам РФ самой , тем более у Афганистана и Узбекистана вряд ли есть какие либо финансовые возможности.
Для РФ этот проект является очень важным. Поскольку , это во первых выход к Индийскому океану. Во вторых , — это выход на Индию , что является основной задачей. Потому что , несмотря на хорошие отношения между Москвой и Нью-Дели , экономическое сотрудничество развито мягко говоря слабо .
В основном торговля с Индией идет только сырьем. Для развития высокотехнологичного экспорта нужны другие маршруты. И трансафганская железная дорога рассматривается в первую очередь.
Железная дорога будет проходить через Пакистан , а это огромный рынок сбыта. Однако Индия куда интереснее не только в экономическом, но и в геополитическом плане.
Главным противником дороги является Китай , который не в восторге от более тесного сотрудничества России и Индии , а во вторых Пекин заинтересован в полном контроле над Афганистаном самостоятельно.
Сейчас Китай активно налаживает контакты с новыми афганскими властями. С Пакистаном Пекин уже наладил хорошие отношения и его выход и доступ к Индийскому океану практически решен . Осталось решить все проблемы с Кабулом.
Не забываем , что у Китая и Индии очень натянутые отношения и сближение России и Индии даже на экономической основе противоречит интересам Китая , поскольку создает ему геополитическую угрозу. Пока Россия не может по объективным причинам конкурировать с Китаем, но союз с Индией может претендовать на ведущую роль в глобальной системе мироустройства.
Поэтому трансафганская железная дорога имеет важное экономическое и политически значение для России .