«Зависимости от Украины больше нет». Фрегаты «Тальвар» для Индии — последняя серия наших кораблей с украинскими двигателями
Осенью 1956 года новый завод в Николаеве, построенный за рекордные сроки, в условиях послевоенной разрухи, выпустил первую газотурбинную установку. Это была всесоюзная стройка, где принимали участие специалисты со всех концов СССР. К примеру, весь научный и конструкторский коллектив перевели в Николаев из Казани. Плодом коллективных усилий стало гигантское предприятие, производившее весь спектр газотурбинных установок: от двигателей ракетных крейсеров и противолодочных кораблей, до гигантских газоотурбогенераторов для электростанций. Вплоть до конца 80-х годов НПО «Машпроект» уверенно входило в двадцатку крупнейших промышленных гигантов Союза. Советского задела и старых производственных связей хватило для того, чтобы уже переподчиненное Украине предприятие оставалось на плаву в «лихие 90-е».
А потом пошли заказы от возрождающегося военного флота России и наших судостроительных гигантов. Целые серии военных кораблей, заложенных в Калининграде и Санкт-Петербурге, ориентировались на украинскую продукцию, вполне справедливо полагая, что таким выгодным сотрудничеством, какое сложилось у «Зори-Машпроект» с нашими судостроителями, не разбрасываются. Украинцы поставляли силовые установки для ключевых серий российских фрегатов 22350 «Адмирал Горшков» и 11356 «Буревестник». Многие российские электростанции работали с использованием украинских агрегатов.
Но в 2014 году, после указа украинского президента Петра Порошенко, семидесятилетняя кооперация объединения «Зоря» с российскими предприятиями, была прервана одним росчерком пера. Пострадали от этого обе стороны, но если у России были очевидные возможности освоить выпуск турбин самостоятельно, то у «Зори» получить такой рынок шансов не было никаких. Последним совместным российско-украинским проектом стала серия фрегатов «Тальвар», сделанных на калининградском заводе «Янтарь» для Индии.
Под индийским названием «Тальвар (Сабля) скрывались российские малые фрегаты 11356, так называемой «адмиральской» серии. Три из них уже находятся в строю, в составе Черноморского флота и активно участвуют в российской военной операции в Сирии. Ещё три надолго застряли у стенки калининградского завода «Янтарь» и теперь отправятся в Индию. Решение по последнему кораблю серии, «Адмиралу Корнилову», было принято буквально несколько дней назад. Индийцам пришлось предпринять немало усилий, чтобы объединить уже готовые корабли с украинской силовой установкой. «Зоря-Машпроект» продавала их в Индию напрямую, и та самостоятельно поставляет агрегаты в Калининград. Чем будет заниматься «Зоря» дальше, большой вопрос, хотя могучий советский задел всё ещё продолжает помогать украинцам создавать конкурентную продукцию. Подобный громкий разрыв породил ещё одно неизбежное явление — отток из Николаева квалифицированных специалистов. И их дорога, по большей части, лежит не в райские европейские кущи, а на Волгу, в маленький и крайне симпатичный русский городок Рыбинск.
Нынешним летом наконец свершилось. В конце июня был представлен первый серийный дизель-газотурбинный агрегат М55Р для российских боевых кораблей, производства рыбинской компании ОДК «Сатурн». Четыре стартовые установки пойдут на уже практически построенные фрегаты ещё одной проблемной серии, 22350. Той самой, корабли которой станут штатными носителями гиперзвуковых ракет «Циркон». Рыбинские агрегаты первыми получат корабли «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».
Жалко, конечно, что прервана ещё одна связь, объединявшая некогда братские страны. Но украинские специалисты всегда могут найти применение своих талантов в том же Рыбинске, в нечуждой им языковой и культурной среде, а политические украинцы имеют возможность избавиться ещё от одного «тяжёлого наследия советской оккупации». Им не привыкать.