Зеркальные меры для грузов ЕС заставят Брюссель приструнить Литву и снять блокаду Калининграда
Европейский союз отрицает проведение переговоров с РФ по вопросу блокады Калининграда Литвой. Политолог Александр Маркин рассказал ФБА «Экономика сегодня», что на самом деле мешает ЕС определиться с четкой позицией по транзиту российских грузов.
Фото: ФБА «Экономика сегодня»Переобуться в воздухе
Европейский союз не ведет переговоров с российской стороной по транзиту товаров в Калининград, сообщил в среду РИА Новости официальный представитель Европейской комиссии Эрик Мамер. Ранее газета «Известия» со ссылкой на высокопоставленные источники в Правительстве РФ сообщила, что ЕС и Россия договорились о транзите грузов в Калининградскую область, Брюссель предоставил документ, который «полностью удовлетворил» Москву.
«Есть вероятность того, что переговоры Брюсселя и Москвы все-таки были, ведь Евросоюз действительно заявлял, что блокада Калининграда противоречит санкциям, поскольку речь идет исключительно о российских грузах. Скорее всего, страны ЕС не могут определиться, как лучше действовать. Евросоюз поддерживает решение Литвы, ведь по европейскому законодательству страна якобы сама может решать, какие грузы пропускать через свою территорию», – допускает кандидат политических наук Александр Маркин.
С другой стороны, добавляет политолог, Евросоюз понимает, что РФ вряд ли будет терпеть экономическую блокаду Калининграда, а это значит, что проблемы могут появиться и с европейскими грузами.
«Есть несколько вариаций реагирования Москвы на действия Вильнюса. Мы можем потребовать компенсацию за те потери, которые сейчас понесет Калининград из-за блокады, а это весьма внушительные средства. Кроме того, правительство может запретить транзит всего европейского груза по территории РФ. Это, естественно, станет новым ударом для экономики РФ, и оно, по сути, никому не нужно», – говорит Маркин.
Фото: ФБА «Экономика сегодня»Международное право не работает с литовцами
Вильнюс уведомил Калининградскую область о прекращении с 18 июня 2022 года транзита товаров, попавших под санкции Евросоюза. Среди них стройматериалы, металлы, дерево, удобрения, продовольственные товары и другие категории. В общей сложности Литва заблокировала более 50% от всего транзита в регион.
Экономист и политолог Александр Дудчак, комментируя информацию о том, что Брюссель все-таки может не поддерживать позицию Литвы, отметил, что ЕС осознает неправомерность блокады российских грузов.
«Весьма странная демонстрация якобы суверенитета Литвы, ведь Брюссель согласен, что блокада наших грузов, даже в условиях санкций, неправомочна и несправедлива. Здесь нет экспорта российских товаров куда-то в другую страну: мы из одной части РФ перемещаем грузы в другую ее часть. РФ не стоит реагировать на выходки Вильнюса, и нужно вести переговоры непосредственно с начальством – с Брюсселем. Так или иначе литовцы нарушают взятые на себя обязательства по непрепятствованию транзиту», – говорит политолог Александр Дудчак в эфире Медиагруппы «Патриот».
Спикер отмечает, что Вильнюс достаточно сильно снизил зависимость от Москвы, тем самым подготовившись к неправомерным атакам на РФ.
«Литва действительно практически полностью снизила зависимость от РФ, но это, как говорится, «отрезал себе ноги, чтобы не тратиться на обувь». Конечно, такой шаг наносит большой ущерб для самой Литвы, однако сейчас антироссийской повесткой принято гордиться, и им наплевать на население и экономику», – добавляет Дудчак.
Фото: ФБА «Экономика сегодня»
В Кремле пока не могут констатировать, что проблема с транзитом грузов в Калининград через территорию Литвы снята. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Москва ждет конкретики от Брюсселя и предоставления ей всех соответствующих документов об исключении транзита в Калининград из списка санкций.
«Правительство РФ сейчас проявляет хладнокровие, которое в конце концов оправдывается. Это не значит, что данная провокация будет прощена и забыта Литве, – просто всему свое время. Сейчас, скажем так, происходит самоубийство экономик европейских стран, и это явно происходит не в интересах ЕС», – отмечает Александр Дудчак.
Пытаться достучаться до Прибалтики с точки зрения международного права бессмысленно, они им в последнее время пренебрегают, говорит руководитель бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.
«Необходимо включать инструменты экономического характера: например, давить на прибалтийские государства запретом на транзит их грузов на территорию РФ. Тогда доставка любых грузов из Прибалтики будет возможна только морским путем, и это очень сильно ударит по экономикам всех трех республик. И, конечно, надо подключать ЕС, потому что договоренности с Брюсселем у нас имеются, и он заинтересован в беспрепятственном прохождении грузов, потому что от их трафика зависят не только прибалтийские государства, но и европейские», – считает эксперт.
По мнению экспертов, сейчас ЕС пытается занять компромиссную позицию между Москвой и Вильнюсом, однако когда именно может решиться вопрос с блокадой Калининграда – пока остается загадкой.
Ольга Кремлева