Статус русского языка — инструмент давления на страну
Внешняя политика России на Постсоветском пространстве вызывает много вопросов, но сегодня я хотел бы рассказать вам о том, как статус русского языка стал предметом обоюдного давления между Россией и соседними государствами.
После распада Советского Союза во всех республиках образовались русскоговорящие диаспоры, где-то больше, где-то меньше. За 30 лет независимости сложилась абсолютно простая логика, если в стране русский язык имеет официальный или около государственный статус, то это государство настроено благосклонно к Москве и стремится всячески показать свою лояльность, взамен получает всяческие привилегии от бывшей метрополии.
Следуя этой логике, в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане положение русского языка по-разному отражено в Конституции, а в Армении русский язык является обязательным предметом в школе, хоть и не имеет подобного статуса. Как вы уже догадались, эти страны состоят в различных организациях под эгидой России, получают безвозвратные кредиты и подобные блага.
Но если в новостях вы увидите, что страна пытается отменить такой статус, то лейбл "русофобское государство" автоматически приписывается, яркий пример Молдова. Наверное, это будет идеальным примером иллюстрации обоюдного давления.
Ни для кого не будет секретом, что бывший президент Игорь Додон проводил одностороннюю пророссийскую внешнюю политику. Он посещал Парады Победы, ездил на различные саммиты пророссийских организаций, в его период правления Молдова даже получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. В Кремле, судя по всему, полностью устраивала такая линия взаимоотношений, поэтому в Молдову потекли кредиты, очевидно, что безвозвратные. Но вот статус русского языка стал камнем преткновения.
В течение всего срока правления Додон не продвигал закон о русском языка. Как только подошло время президентской гонки, начался торг: новые кредиты и вакцины в обмен на языковой статус. В последние месяцы своего президентства он продвинул законопроект. На стыке смены лидеров страны разразился политический скандал со всеми вытекающими последствиями. Майя Санду, по понятным причинам, отклонила эту законотворческую инициативу и все вернулось в свое русло. Внешняя политика России в этой стране заглохла на какое-то время. Зато был инфоповод у пропаганды, в очередной раз полили грязью Молдову.
Если же мы вспомним Украину, то спор о статусе русского языка стал поводом к отделению Донбасса и Крыма. Если у полуострова получилось мирно проскочить, то на юго-востоке Украины теперь идут боевые действия. Но стоил ли этот статус гибели тысяч человеческих жизней и экономической катастрофы?
И самый яркий пример вечных дебатов о русском языке — Прибалтика. Нескончаемый инфоповод для обвинения в русофобстве из-за отсутствия официального статуса русского языка.
К чему я вел все эти истории?
Русский язык может получать или терять статус русского языка. Конечно, это индикатор для выстраивания российской внешней политики.
Однако, не стоит забывать, что 15 постсоветских стран начали строить национальное государство. Где титульный этнос имеет все привилегии, а нацменьшинства имеют культурное и языковое равноправие только в своих окраинах.
На мой взгляд, у русскоязычных людей был и остается шанс вернуться на Родину, где их никто не будет ущемлять либо всегда можно выучить государственный язык и стать полноправным членом общества, в котором они живут. Почему правительство условной Латвии должно подстраиваться под нужды небольшой диаспоры русских людей? Я, например, не припомню, чтобы в России латышский или украинский язык имел хоть какой-то юридический статус, поэтому вполне понятно, почему в Прибалтике есть категория "неграждан".