Санкции против Мосбиржи приведут к полному отказу от доллара и евро
Американские и европейские санкции против НКЦ и Мосбиржи возможны, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредитов РАНХиГС Юрий Юденков. РФ должна отреагировать на этот риск открытием нормальной торговли валютами дружественных стран.
Усиление антироссийских санкций возможно
ЦБ обсуждает санкции против Мосбиржи и НКЦ
Банк России, как сообщает Forbes, обсуждает с рынком механизм формирования курса доллара в случае прекращения биржевых торгов. Основой модели является введение санкций против Мосбиржи и Национального клирингового центра (НКЦ).
Данные решения не значатся в проектах западных санкций, и о них пока не заявлял никто из официальных лиц США и ЕС, однако теоретически это возможно, как и введение любых других ограничений против российской экономики.
Вопрос серьезный: к курсу доллара у нас привязан бюджет и валютные доходы, а НКЦ обладает до 50 млрд долларов клиентских денег, которые размещены в иностранных банках. Их могут добавить к арестованным в феврале 315 млрд долларов.
Первый зампред Банка России Владимир Чистюхин заявил, что в ЦБ не исключают введения санкций против НКЦ по той же схеме, как с Национальным расчетным депозитарием. Оба этих института входят в группу Московской биржи.
ЦБ постоянно проводит расчеты
Против Национального расчетного депозитария были введены специальные санкции США, чтобы закрыть РФ возможность платить купонные доходы по внешнему долгу в рублях, когда Вашингтон боролся за объявление Москве технического дефолта.
Американцы своей цели добились – кредитные рейтинги РФ на Западе находятся на дефолтном уровне, а купонные доходы не платятся, но макроэкономически это ничего не меняет, аналогичный исход ждет и такие рестрикции.
Такие рестрикции возможны
«У нас действительно остался НКЦ, продолжающий выполнять отдельные операции. За этим исключением, он и так находится под санкциями, а прямые рестрикции прекратят его работу с западным рынком», — заключает экономист Юрий Юденков.
Здесь стоит начать уменьшать валютную позицию в долларах и евро, относящуюся к НКЦ.
Профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредитов РАНХиГС Юрий Юденков
Других способов защититься от подобных санкций нет: Москва до февраля не думала, что Запад решится заблокировать суверенные резервы, а это произошло.
Значительно интересней, что будет в случае санкций против Мосбиржи.
Российским экспортерам придется искать пути обмена валюты, а финансовых властям РФ применять суррогатный способ определения курса доллара.
«Мне трудно представить такую ситуацию, но действия JPMorgan идут в эту копилочку. Американский инвестиционный банк не хочет предоставлять корреспондентские счета и работать по поручению банков РФ с долларами», — резюмирует Юденков.
Аналогичные процессы происходят в ЕС в отношении российского применения евро.
«Когда мы работаем с безналичной валютой, то предполагается, что евро и доллары находятся в безналичном виде в западных банках, а европейские и американские рубли – в безналичном виде в российских банках. И раз они не предоставляют нам право работы на их безналичных счетах с безналичными евро и долларом, то и дальнейшая деятельность с данными валютами лишается смысла», — констатирует Юденков.
Логика здесь простая: зачем ими торговать, если нам не дают с ними работать.
JPMorgan ввел ограничения против РФ
России нужно переходит на другие валюты
Профицит торгового баланса РФ за первые шесть месяцев 2022 года составил 138,5 млрд долларов и 70,1 млрд долларов – во втором квартале года.
РФ зарабатывает десятки млрд долларов, с которыми неизвестно что делать – торговля с западными странами парализована и больше не восстановится, а параллельный импорт и взаимодействие с дружественными государствами растет медленно.
«В третьем квартале мы должны начать параллельные поставки и работу с другими валютами. Что-то мы должны покупать: исчерпываются комплектующие, исчерпываются запасы сырья и ресурсов», — заключает Юденков.
Московская биржа должна наладить работу с альтернативными валютами, но не с японской иеной, модель взаимодействия с которой была представлена. Япония входит в коллективный Запад, и здесь могут возникнуть проблемы.
России нужно переходить на торговлю незападными валютами«В список таких валют должны войти китайский юань, индийская рупия, иранский риал, турецкая лира и другие. Понятно, что экзотика нарастает, но другого пути у России нет», — резюмирует Юденков.
Процесс идет к полному отходу России от доллара и евро, и это создаст в нашей стране новую финансовую реальность. Главное подойти к этим изменениям максимально подготовленным и не дать бывшим западным партнерам создать нам новые проблемы.
Дмитрий Сикорский