Лос-Хорконес, Гондурас: размышления о трагедии и её наследии
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Лос-Хорконес, Гондурас: размышления о трагедии и её наследииСегодняСегодня111 мин
25 июня исполнилось 50 лет со дня бойни в Лос-Хорконесе — ужасного и отчаянного события, которое до сих пор преследует гондурасское общество и символизирует важные аспекты, во многом сформировавшие современную мировую историю.
Подробное и хорошо обоснованное описание резни в Лос-Хорконес и её контекста дано в теперь уже классической книге Пенни Лерно «Клич народа: участие Соединенных Штатов в подъеме фашизма, пытках и убийствах и преследовании католической церкви в Латинской Америке» [(Нью-Йорк: Doubleday, 1980), 109-114]. Её рассказ тревожит, но его стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы помочь нам понять дикость, которая заложена в планах тех, кто должен доминировать и контролировать любой ценой, и события, которые мы наблюдаем сегодня в Гондурасе и других местах.
Резня произошла в долине Лепагуаре, в муниципальном округе Хутикальпа, в департаменте Оланчо, на асьенде «Лос-Хорконес». Там группа военных офицеров и землевладельцев (или их наёмных агентов) пытала и убила 15 человек, в том числе 11 крестьян-фермеров, двух молодых женщин и двух католических священников — Ивана Бетанкура (гражданина Колумбии) и Казимира Сайфера (гражданина США из Висконсина).
Казимир Сайфер [Источник: uscatholic.org ]Казимир Сайфер [Источник: uscatholic.org ]
Священников подвергли самым страшным пыткам, а их тела изуродовали ещё живыми. Крестьян-фермеров сожгли заживо в хлебной печи. Преступники бросили тела в колодец на территории асьенды и взорвали его. По крайней мере один свидетель спрятался в лесу на некотором расстоянии.
Крестьяне были лидерами и членами Национального крестьянского союза (Union Nacional de Campesinos, UNC), организации, на которую оказали влияние социальные учения католической церкви, подчеркивающие социальную справедливость, права человека и «преимущественный выбор для бедных». UNC организовал «Марш голода», чтобы подчеркнуть свои требования земли, которые, по их мнению, незаконно и несправедливо монополизировались крупными скотоводами. Крупные землевладельцы в регионе решили устранить эту угрозу, и гондурасское военное правительство вступило с ними в сговор, чтобы сделать это.
Военные заблокировали марш, но это стало лишь катализатором жестокой кампании против крестьян и их сторонников из католической церкви. Землевладельцы назначили цену в 10 000 долларов за голову (буквально) прогрессивного католического епископа Хутикальпы Николаса Д'Антонио (гражданина США из Нью-Йорка). Они также заплатили военному командиру региона 2500 долларов за убийство отца Бетанкура, которого они считали сторонником и пособником крестьян. (В текущих долларах эти суммы были бы значительно выше.)
Вскоре стало ясно, что гондурасское военное правительство под руководством генерала Хуана Альберто Мельгара Кастро было глубоко вовлечено. Правительство отреагировало на бойню в Лос-Хорконес, приговорив нескольких военных офицеров к тюремному заключению, но также провело обыски и уничтожило офисы UNC, преследовало других лидеров UNC и фактически приказало выслать из Гондураса всех иностранных священников.
Генерал Хуан Альберто Мельгар Кастро [Источник: alchetron.com ]
Генерал Хуан Альберто Мельгар Кастро [Источник: alchetron.com ]
Епископ Д'Антонио во время резни находился за пределами страны. Если бы он был в Гондурасе, его бы наверняка убили и обезглавили. Он не смог вернуться в Гондурас и был вынужден закрыть епархию.
Как документирует Лерну, кампания против крестьянских организаций и прогрессивных элементов католической церкви продолжалась в течение нескольких месяцев до Лос-Орконес и сопровождалась арестами, избиениями и тюремным заключением священников и крестьян в разных частях Гондураса.
В 2013 году гондурасский священник-иезуит и лидер по правам человека Исмаэль Морено (Падре Мело) написал, что резня в Лос-Хорконесе была, вероятно, самым ярким примером правительственных репрессий против католической церкви в недавней истории Гондураса и что она заставила лидеров церкви и многих других отойти от поддержки народных требований социальной справедливости. Но её значение выходит за рамки даже этого.
Исмаэль Морено (Падре Мело). [Источник: nonosolvidamosdehonduras.blogspot.com ]Исмаэль Морено (Падре Мело). [Источник: nonosolvidamosdehonduras.blogspot.com ]
«Впервые я посетил Гондурас в 1974 году, за год до резни в Лос-Хорконесе, — рассказывает культурный и политический антрополог Джеймс Филлипс. — То, что я увидел, было совсем другой сценой. Однажды днем иезуиты, у которых я остановился, отвели меня на ранчо, где группа крестьян-фермеров была занята подготовкой участка земли для обработки. Ранчо принадлежало корпорации быстрого питания по производству говядины и гамбургеров в США. Крестьяне без разрешения заняли небольшую часть огромного ранчо.
Такие захваты земель (tomas de tierra) были и остаются обычным явлением в Гондурасе, где сельские общины отчаянно нуждаются в земле для выращивания продовольственных культур, в то время как крупные корпорации и землевладельцы владеют тысячами акров неиспользуемой земли. Отряд гондурасских солдат слонялся по дороге рядом с участком, где работали крестьяне. Солдаты ничего не сделали, чтобы остановить их, но они не позволили охранникам корпорации силой выселить крестьян.
Я знал, что это очень редкая сцена в истории Гондураса. Военное правительство, в очень короткий либеральный момент под руководством генерала Освальдо Лопеса Арельяно, приняло Закон об аграрной реформе 1974 года, который воплощал принцип (теоретически), что все гондурасцы имеют право на участок земли. Крестьянские группы восприняли это серьезно, поскольку они занимали неиспользуемые земли. «Мы — аграрная реформа», — иногда говорили они. Контраст между этим и событиями 1975 года не мог быть более разительным».
Большая часть недавней истории Гондураса отмечена такими контрастами. Правительству президента Карлоса Роберто Рейны (1994-98) удалось осуществить некоторый гражданский контроль над армией и подписать международные соглашения о правах коренных народов страны, но эти достижения были проигнорированы на практике и отменены в следующем десятилетии.
Генерал Освальдо Лопес Арельяно [Источник: thetimes.com ]
Карлос Роберто Рейна [Источник: timetoast.com ]
Генерал Освальдо Лопес Арельяно [Источник: thetimes.com ]
Карлос Роберто Рейна [Источник: timetoast.com ]
Мануэль Селайя, ставший президентом Гондураса в 2006 году, был сыном владельца асьенды «Лос-Хорконес». Учитывая его семейное происхождение, гондурасская землевладельческая элита и правительство США ожидали, что президент Селайя останется верным интересам своего социального класса землевладельцев.
[Источник: pencanada.ca ][Источник: pencanada.ca ]
Когда он объявил мораторий на крупные горнодобывающие проекты и начал консультироваться с крестьянскими группами об их нуждах и проблемах, элита сочла его классовым предателем. Он был насильственно смещён и отправлен в ссылку 28 июня 2009 года.
Затем последовали 12 лет правых репрессий и коррупции, в основном при президенте Хуане Орландо Эрнандесе, одном из организаторов переворота 2009 года. Эти годы были отмечены ростом власти иностранных корпораций, наркобаронов и преступных группировок, а также убийствами, криминализацией и перемещением крестьянских общин, защитников окружающей среды и их организаций. Люди стали называть страну наркодиктатурой.
Хуан Орландо Эрнандес [Источник: prensalibre.com ]Хуан Орландо Эрнандес [Источник: prensalibre.com ]
Соединенные Штаты, мягко говоря, не были недовольны переворотом 2009 года и продолжали поддерживать Эрнандеса до тех пор, пока не стало ясно, что его непопулярность и растущий уровень гнева среди населения Гондураса, скорее всего, приведут к его поражению на выборах 2021 года.
Представители Национальной партии Эрнандеса пытались подкупить на тех выборах крестьян, предлагая им деньги и другие желанные товары, если они пообещают проголосовать за него. Некоторые позже говорили, что приняли взятку, но не голосовали за него. Тщательно подобранный преемник Эрнандеса потерпел поражение. (Могущественные правители, недооценивающие «простых» сельских жителей, часто бывают шокированы результатом. Сомоса совершил похожую ошибку в Никарагуа в 1970-х годах.)
Таким образом, в еще одном очевидном контрасте, партия Эрнандеса проиграла Ксиомаре Кастро, который обещал провести крупную реформу и положить конец коррупции. Когда Эрнандес проиграл, США потребовали его экстрадиции для предания суду в Нью-Йорке за торговлю наркотиками. Он был осужден, приговорен к 45 годам тюрьмы и содержится в американской тюрьме. Превратившись из верного союзника США в осужденного ими же преступника, он, похоже, стал еще одной «жертвой» имперской целесообразности США.
За последние четыре года правительство Ксиомары Кастро стало классическим примером трудностей, с которыми сталкиваются реформаторские усилия в стране, в значительной степени контролируемой решительной и безжалостной элитой, которая пользуется поддержкой США и влиятельных корпоративных интересов США.
Ксиомара Кастро [Источник: the-independent.com ]Ксиомара Кастро [Источник: the-independent.com ]
Будучи президентом, Ксиомара Кастро и её правительство сумели осуществить некоторые значимые изменения, но изменения даются с трудом, учитывая глубоко укоренившуюся сеть репрессий и коррупции. Разочарование и фрустрация среди гондурасцев из-за провала более масштабных изменений — это то, что гондурасская элита и её союзники в Вашингтоне хотят направить на подрыв ее правительства. Они предпочли бы, чтобы её срок стал просто ещё одним коротким периодом попытки либерализации, а не началом продолжающейся волны перемен в истории Гондураса.
Этот 50 -й юбилейный год трагедии в Лос-Хорконесе также является годом выборов в Гондурасе. Национальные и местные выборы запланированы на ноябрь. Несомненно, что Соединенные Штаты, как всегда, будут активно участвовать в формировании результата. Кто бы ни победил на выборах в ноябре, существенные изменения маловероятны, или они будут медленными и дорогостоящими, если, возможно, Соединенные Штаты как основное влияние в Гондурасе не поддержат существенные изменения — то, что потребует изменений в самих США.
В глобальном контексте Лос-Хорконес в свои 50 лет является частью гораздо более масштабного конфликта, который глубоко сформировал прошлый век, особенно в Латинской Америке и некоторых частях Азии и Африки. Антропологи, сельские социологи и политические экономисты писали об этом. В 1970-х годах Сидни Минц писал о том, что он и другие называли пролетаризацией крестьянских общин в колониальных Карибских островах.
Сидни Минц [Источник: hub.jhu.edu ]Сидни Минц [Источник: hub.jhu.edu ]
В то же время Родольфо Ставенхаген (1970), Эрнест Федер (1971) и другие документировали и критиковали массовое перемещение сельских общин корпоративными добывающими отраслями в Латинской Америке и миллионы перемещенных мелких фермеров, которые бродили по континенту в поисках работы — дешевой рабочей силы и растущего городского населения отчаянно бедных людей. Совсем недавно мексиканский антрополог Серхио Кесада-Алдана и другие использовали термин descampesinizar (раскрестьянивание) для обозначения устранения сельских общин и крестьян с земли.
Родольфо Ставенхаген [Источник: eluniversal.com ]Родольфо Ставенхаген [Источник: eluniversal.com ]
Это уничтожение происходит несколькими способами: лишение людей земли, криминализация их образа жизни, их убийства, подрыв их культурных ценностей. Лишение людей земли достигается путем законных и незаконных махинаций; путем создания настолько плохих экологических условий, что общины не могут выжить и должны переехать или рассеяться; или путем убийства лидеров общин, чтобы запугать других. Местные элиты и иностранные корпорации привлекают к этим кражам силу национальных правительств и их сил безопасности.
Глобальная корпоративная экономика использует землю для собственной выгоды, одновременно используя безземельных людей в качестве дешевой рабочей силы. Два столетия назад половина населения мира была мелкими фермерами, крестьянами. Они были поставщиками продовольствия и пехотинцами (часто по принуждению) империй.
Сегодня их численность составляет лишь малую часть того, что было. Их укорененный в земле образ жизни считается устаревшим в глобальной коммерческой экономике. Империя сегодня зависит от прямого контроля над землей и ресурсами, а также от большого, безземельного и дешевого пула рабочей силы.
Сейчас и в ближайшем будущем даже эта рабочая сила из переработанных крестьян, скорее всего, станет жертвой механизации и передовых технологий, сделав их совершенно излишними в планах мирового капитала — ненужными как рабочие и слишком бедными, чтобы быть потребителями. Мы уже видим результат этого в городах, заполненных перемещенными крестьянскими семьями, чьи дети растут в нищете, уязвимые для вербовщиков банд и других угроз телу и душе. Цена, в бесконечных конфликтах и страданиях, неисчислима.
Безземельные бедняки в Гондурасе: жертвы добывающего капитализма и разграбления Центральной Америки иностранными корпорациями. [Источник: archivo.tiempo.hn ]Безземельные бедняки в Гондурасе: жертвы добывающего капитализма и разграбления Центральной Америки иностранными корпорациями. [Источник: archivo.tiempo.hn ]
Около 2015 года землевладельцы в другой части Гондураса предложили вознаграждение в размере 50 000 долларов тому, кто убьет местного католического пастора, иезуитского священника из США. Его поддержка требований крестьянских общин сделала его врагом землевладельцев, поскольку они систематически захватывали землю и убивали местных крестьянских лидеров. Это была одна из многих подобных ситуаций.
Так быть не должно. Есть примеры процветающих крестьянских общин, которые сохраняют свой образ жизни, свою идентичность и способность принимать важные решения, внося вклад в продовольственную безопасность и экономику своей страны. Многие исследования показали, что крестьянские фермеры и кооперативы часто более производительны, чем крупные плантации. Требуется правительство, которое верит в ценность крестьянских общин и готово поддерживать их, одновременно сдерживая худшие хищнические действия крупных землевладельцев и корпораций. Этот сдвиг в политической экономике и менталитете страны редко бывает легким и никогда не бывает идеальным.
В Гондурасе процветают многие крестьянские общины, особенно те, которые работают как кооперативы. [Источник: kairosphotos.com ]В Гондурасе процветают многие крестьянские общины, особенно те, которые работают как кооперативы. [Источник: kairosphotos.com ]
Лос-Хорконесы происходили и продолжают происходить в Гондурасе и во многих других местах, большими и малыми способами, чтобы глобальный капитал мог иметь мир в своем распоряжении, не обремененный самостоятельными сообществами мелких фермеров на земле.
Лос-Хорконес символизирует ненасытные силы, которые управляют этой ситуацией. Вот почему мы должны помнить ужасные события, подобные случившимся 50 лет назад, и сегодня. Мужество и жертвенность крестьян и их сторонников напоминают нам о том, что поставлено на карту.
Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!