Спасибо тебе, Австралия! Китай теперь покупает российский уголь вдвое дороже
С осени прошлого продолжается угольное противостояние между Китаем и Австралией, которое как нельзя на руку российским угольщикам. Причиной конфликта послужила поддержка Канберрой антикитайского курса США. Подробно этот вопрос освещался на канале «Сухостат».
Взято из открытых источниковВзято из открытых источников
Прошло полгода, а ситуация не только не улучшилась, а скорее только ухудшается. Австралия активно участвует в «укрепление региональной архитектуры» в рамках Четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD) Индо-Тихоокеанского региона, в котором принимают также участие США, Япония и Индия. Не трудно догадаться — против кого он направлен.
Поэтому Китай продолжает препятствовать поставкам в страну угля из Австралии, которая была его крупнейшим поставщиком. И это не смотря на то, что Поднебесной приходится закупать не только российский, но и индонезийский уголь по более высоким ценам.
Только за последний год цена российского топлива для Китая выросла вдвое, достигнув в мае уровня $101 за тонну энергетического угля с вывозом из порта Восточный.
Аналогичная ситуация и с поставками угля в Китай из Индонезии. Сегодняшние цены в два раза выше, чем стоимость австралийского угля c подобным характеристиками. Однако китайские компании из-за неофициального запрета его не импортируют, как говорится, отстаивая национальные геополитические интересы.
При этом китайские импортеры угля испытывают серьезные проблемы с организацией его поставок. Российским экспортерам мешают ограниченные транспортные мощности на Дальнем Востоке. Плохая погода в Индонезии вместе с мусульманским постом и трудности с фрахтом судов привели к задержке импорта и из этой страны.
В результате в апреле импорт угля в Китай упал на 30% — до 21,73 млн. тонн. При этом спрос на уголь в Китае остается на высоком уровне. Экономика Поднебесной продолжает восстанавливаться после пандемии, а собственная добыча угля в стране не увеличивается.
Кроме того синоптики прогнозируют в Азии этим летом более высокий температурный режим. Уже в мае в некоторых районах на юге Китая происходят отключения электроэнергии в пиковое время потребления, что тогда ждать в жаркие летние месяцы?
Российские угольщики не преминули воспользоваться складывающейся благоприятной ситуацией на китайском рынке. В апреле был достигнут рекордный экспорт угля за последнее десятилетие — 600 тыс. тонн в сутки.
При этом в первом квартале перевалка угля в портах Дальнего Востока выросла на 10% — до 21,73 млн. тонн, железнодорожный экспорт угля вырос на 1,2% — до 2,3 млн. тонн.
Справедливости ради надо отметить, что увеличению угольного экспорта в Китай мешают сформировавшиеся за последние десятилетия неблагоприятные реалии.
Транспортные коммуникации в России очень хорошо развиты в западном направлении: и железные дороги, и автомобильные, и морские порты. А в восточном направлении наоборот — недостаточная пропускная способность железнодорожных магистралей, пограничных переходов, перевалочных мощностей в дальневосточных портах.
Понимая сложившуюся ситуацию, российские власти поставили задачу увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры в восточном направлении. В рамках этих работ будут модернизирована портовая инфраструктура, осуществлено расширение БАМа и Транссиба.
Реализация «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г.» должна обеспечить увеличение пропускной способности железнодорожных магистралей Восточного полигона в 1,5 раза, или до 180 млн. тонн в год.
Но на это потребуется время. Хочется верить, что пока будут проводиться необходимые работы по модернизации транспортной инфраструктуры, твердолобая англосакская солидарность не претерпит изменений, что позволит по их завершению окончательно выбить Австралию с угольного рынка Поднебесной.