Westinghouse построит первую АЭС в Польше вовремя, если она будет выбрана
Westinghouse построит первую АЭС в Польше вовремя, если она будет выбрана
Дэвид Дарем, президент подразделения энергетических систем и экологических услуг Westinghouse, утверждает, что его компания могла бы построить первый ядерный реактор в Польше к 2033 году, если бы ее выбрали. У нас шесть ядерных реакторов, четыре готовы и работают, еще два строятся. Нам не нужно менять их дизайн, а другим приходится. По его словам, это разница, которая может существенно повлиять на график.
Westinghouse открыла офис в Варшаве и хочет участвовать в Польской программе ядерной энергетики. Возможно ли строительство первого ядерного реактора в 2033 году в свете большого количества задержек с такими проектами по всему миру?
Дэвид Дарем: 2033 год — реалистичная дата, но она зависит от решения польского правительства. Как только он выберет технологию и подпишет контракт, график перейдет под его контроль. По этой причине важны и технологии. Если поляки выберут нашу, могу сказать, что мы преодолели препятствия из прошлого, и теперь это доказано и стабильно. У нас шесть ядерных реакторов, четыре готовы и работают, еще два строятся. Нам не нужно менять их дизайн, а другим приходится. Это разница, которая может существенно повлиять на расписание. У нас самый безопасный реактор с полностью пассивной системой безопасности. Это более простое решение, более эффективное и достигающее рекордных результатов в Китае. У нас есть готовый дизайн, который не изменился. То же самое и с малогабаритными модульными реакторами. Есть много хороших потенциальных проектов SMR, но ни один из них еще не реализован. Ни один из них не отвечает потребностям поляков. SMR могут быть в целом дешевле, но неясно, будут ли они когда-либо иметь конкурентоспособные LCOE, такие как большие ядерные реакторы.
Есть ли у вас поддержка Вашингтона? Как вы относитесь к новости о том, что президент Джо Байден закроет ядерную промышленность США?
Мы нуждаемся, хотим и имеем большую поддержку со стороны Белого дома. Межправительственное соглашение между Польшей и США, одобренное администрацией Байдена, определяет обязательства правительства США, у которого есть ряд финансовых инструментов для поддержки польских и других ядерных программ: в Чешской Республике, Словении, Украине, а также программа обмена топливом на Украине. Эти действия в наших интересах и пользуются поддержкой Вашингтона. Однако решение о выборе партнера остается за четырьмя суверенными государствами. Это отличный шанс для бизнеса всего региона. Польша должна действовать в соответствии с европейскими правилами, поэтому она еще не выбрала технологию. Однако межправительственное соглашение между Польшей и США содержит определенные декларации, которые помогут сделать этот выбор.
В Европе можно найти ряд анализов, показывающих, что строительство АЭС невыгодно и что лучше полагаться на газ в сочетании с возобновляемыми источниками энергии. Каков Ваш ответ?
Придерживаясь природного газа, невозможно добиться климатической нейтральности. Природный газ — это временная переходная технология. Атомная промышленность доказала, что многократное дублирование одной и той же конструкции дает большую эффективность и снижает затраты на строительство. Это можно увидеть в японских реакторах ABWR 20-го века и в нынешней китайской конструкции с четырьмя реакторами AP 1000 от Westinghouse. Мы были там с самого начала. График и затраты улучшаются с каждой новой единицей. Достаточно использовать ту же рабочую силу, технику на новом месте строительства, и эффективность работы возрастает. График во многом зависит от застройщика. Универсального плана строительства нет. Каждый зависит от местоположения и других факторов, таких как сейсмическая активность. Однако, безусловно, можно построить ядерный реактор от первых бетонных работ до загрузки топлива за 60-72 месяца. Добиться такого результата можно, если повторить уже работающее решение, а не искать новое с нуля. У нас есть график, основанный на необходимости заказа оборудования, определенных структурных модулей и конкретного плана движения денежных средств. Если эти условия соблюдены, график можно ускорить.
Вам нужны подрядчики из Польши или других стран?
Мы хотим максимально локализовать этот проект. Мы планируем использовать американскую компанию Bechtel в качестве менеджера по строительству, которая улучшит темпы работ, но мы также рассчитываем на европейских подрядчиков. Наше обязательство по строительству продлится 20 лет, но мы также хотели бы предоставить поддержку по управлению топливом и оборудованием в течение примерно 80-100 лет после этого. Мы уже рассматриваем инвестиции в Польшу, и в ближайшем будущем мы сообщим много новостей. Больше всего от этого выиграют отрасли дизайна и производства оборудования. Мы определили 340 польских компаний в качестве потенциальных поставщиков для ядерного проекта нашей компании. Мы работаем напрямую с польскими партнерами, чтобы вместе определить, что им нужно для получения сертификата, необходимого для работы на атомной электростанции. Bechtel сделает то же самое со строительными компаниями в Польше. Мы ожидаем, что в проекте будет участвовать значительный процент польских компаний. Это перспектива множества рабочих мест, напрямую связанных со строительством, и большие доходы для регионов. Это также ряд косвенных и связанных с топливом работ. 80-100 лет работы — это многие тысячи высокооплачиваемых высокотехнологичных рабочих мест.
Как вы ответите на проблему хранения ядерных отходов, если Westinghouse построит ядерные реакторы в Польше?
Это вопрос, который не нужно решать сегодня. Отходы небольшие, их можно превратить в новое топливо или хранить на безопасных свалках. Такие места уже есть и создаются. Польша может принять собственное решение по этому поводу.
Как вы оцениваете европейские и польские правила в ядерной сфере? Есть страны, которые против АЭС. Нормативно-правовая среда в Европейском союзе также отличается от китайской.
100% поддержки никогда не будет. Есть ряд стран, которые выступают против ядерной энергетики в Европе, но в большинстве стран Европейского Союза растет поддержка этого типа энергии, что вселяет в нас уверенность в том, что мы сможем добиться успеха. Нормативно-правовая база ЕС, безусловно, позволяет построить первый реактор в 2033 году при условии выбора технологии и своевременного подписания контрактов.
У вас есть информация из Польши, что вы можете вовремя принять решение?
Абсолютно да. Выбор будет сделан в 2022 году. Если все условия, о которых я сказал, будут выполнены, это, несомненно, станет возможным.