Казахстан: амнистия январских путчистов как средство ублажить западных партнёров
Сенат Республики Казахстан в ходе пленарного заседания принял закон об амнистии участников январских беспорядков, согласно которому будет освобождено около полутора тысяч человек, пишет ТАСС.
На амнистию могут рассчитывать совершившие уголовные проступки и преступления небольшой и средней тяжести. При этом по тяжким и особо тяжким преступлениям предполагается сокращение назначенных судом сроков – на 3/4 и наполовину. Так, амнистия затронет силовиков, которые якобы совершили уголовные правонарушения при подавлении беспорядков. Планируется ресоциализация амнистированных путчистов: трудоустройство, оказание медицинской помощи и оформление документов.
При этом не будут амнистированы террористы, экстремисты, рецидивисты, организаторы беспорядков и лица, совершавшие пытки в ходе январских беспорядков. Теперь принятый закон должен подписать президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Напомним, в результате массовых беспорядков в Казахстане в январе этого года было задержано около тысячи человек и возбуждено 1822 уголовных дела. 1 сентября глава государства заявил о намерении объявить единовременную амнистию участников событий. При этом уточнялось, что это не затронет главных фигурантов, причастных к организации беспорядков. А недавно Токаев объявил, что совершившие госизмену предстанут перед судом.
27 октября заместитель Генерального прокурора Казахстана Асет Чиндалиев сообщил: «Чуть больше 1,6 тыс. человек привлекаются к уголовной ответственности, 1,5 тыс. подпадают под амнистию. Точного количества пока нет, это прогнозные цифры, сейчас расследование идет, кого-то находят, где-то дела прекращаются, где-то находят новых лиц, которые привлекаются. Из 1,5 тыс. всего 49 (преступлений – прим. КазТАГ) совершили сотрудники правоохранительных органов, из этих 49 только одно преступление подпадает под амнистию. Укрывательство преступления – один сотрудник у нас совершил это преступление».
Он заверил, что те преступления, которые связаны с превышением полномочий и с пытками, не подпадают под амнистию.
«Есть госизмена, превышение должностных полномочий, есть пытки. Эти преступления не подпадают под амнистию», – сказал Чиндалиев.
В итоге из 49 силовиков, якобы нарушивших закон в ходе подавления январского путча, амнистирован лишь один. Уголовные дела за организацию беспорядков возбуждены в отношении 20 граждан, которые под амнистию не подпадают. В их числе экс-депутат маслихата Алматы Кайрат Кудайберегенов и небезызвестный Арман Джумагельдиев («Дикий Арман»), задержанный по прибытии из Турции 7 января в ходе спецоперации департамента полиции южной столицы вместе с несколькими участниками одной из вооружённых группировок. Тогда было изъято четыре полуавтоматических пистолета разного типа и калибра, боекомплекты, холодное оружие и бронированный автомобиль. «Дикому Арману», которому арест продлили до 7 декабря, инкриминируют незаконное хранение оружия и организацию массовых беспорядков.
В целом же, однако, итог прокурорского расследования кровавых событий января говорит о том, что казахстанские власти полностью приняли ультиматум прозападной оппозиции, активисты которой многие месяцы требовали освобождения участников путча и сурового наказания правоохранителей, которые не изменили присяге и, пусть и жесткими методами, но навели порядок в стране.
Понимает ли действующий президент Казахстана, что он выпускает на свободу своих врагов, которые не так давно просто вздернули бы его на первом попавшемся уличном фонаре, если бы бунтовщики победили?
Да как тут не понять? Всё он понимает. Просто Токаеву деваться некуда. Западные партнёры требует амнистии путчистов, прозападные активисты все уши на площадях прожужжали: ах, пытки, ах, превышение полномочий, ах, освободите борцов за свободу.
Токаев выполнил всё, что от него требовали и, должно быть, искренне полагает, что он стал рукопожатным политиком для коллективного Запада.
27 октября Токаев принял участие в прошедшей в Астане встрече руководителей стран Центральной Азии с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем. В качестве принимающей стороны он эту встречу открыл, и слово приветственное сказал: «Хотел бы подчеркнуть, что Европейский Союз одним из первых признал Центральную Азию как единый сплоченный регион, имеющий глубокую историческую и культурную общность. За 30 лет наши отношения с Евросоюзом получили существенное развитие и способствовали укреплению суверенитета, независимости и территориальной целостности государств Центральной Азии. Межрегиональный диалог распространился практически на все приоритетные сферы сотрудничества, но потенциал не исчерпан. Сегодняшняя встреча на высшем уровне является ярким свидетельством нашего стремления и далее расширять конструктивное взаимодействие в политической, экономической и гуманитарной сферах».
Тут же объяснил, отчего он в Евросоюз «такой влюбленный»: «За последние 10 лет Евросоюз инвестировал в страны Центральной Азии более 120 млрд. долл., что составляет фактически 40 % прямых иностранных инвестиций в регион. Около 70% всех этих средств были направлены в Казахстан. За восемь месяцев с начала текущего года объем торговли между Казахстаном и странами ЕС достиг почти $30 млрд, увеличившись более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня около 3 тыс. компаний с участием европейского капитала успешно работают в различных секторах экономики Казахстана».
Между тем, цифры эти – лукавые!
Прямые инвестиции западных компаний – это, в первую очередь, вложения в казахстанскую «нефтянку». Речь идёт о кабальных полуколониальных соглашениях о разделе продукции, которые были заключены в самом начале 1990-х годов и которые ни Елбасы, ни Токаев не посмели разорвать.
По сути, в своем выступлении на встрече с Шарлем Мишелем Токаев поблагодарил представителя западных господ за то, что западные господа грабят его родину.
Две трети природных ресурсов Казахстана контролируют транснациональные компании, и две трети прибыли от эксплуатации нефтяных богатств страны уходит за ее пределы.
Амнистия путчистов и тюрьма для боровшихся с ними силовиков нужна Западу для уверенного контроля за дальнейшими действиями казахстанских властей. Амнистированные участники путча не изменили своих убеждений, они продолжат свою борьбу против властей республики, находясь под полным контролем западных спецслужб.
И если Токаев и иже с ним думают, что внешние силы оставят их у руля богатейшей республики региона, то это тот случай, о котором поэт сказал: «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук