Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ

Послабление санкций по российской гражданской авиации просматривалось еще летом, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов. Решение американского Минфина пойдет на пользу не только России, но и США, поскольку позволит компании Boeing получать титан и работать с российским рынком.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ
США начали торг по антироссийским санкциямСША пошли на уступки по гражданской авиации

Минфин США снова ослабил санкции против российской гражданской авиации.

Первое ослабление случилось в июне 2022 года: американцы тогда разрешили поставки и реэкспорт товаров, технологий и услуг, которые необходимы для обеспечения безопасности гражданских самолетов при условии их регистрации за пределами РФ.

Связано это было с тем, что большинство самолетов Boeing, которые использовались авиакомпаниями РФ, находились в лизинге и принадлежали западным инвестиционным фондам. Если бы США продолжили упорствовать, то эти активы были бы потеряны.

Аналогичная история с европейскими самолетами Airbus, причем общая стоимость западного авиапарка в РФ на 24 февраля 2022 года равнялась 10 млрд долларов.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ
Стоимость оставшегося в РФ авиапарка равняется 10 млрд долларов

Вчера, 14 ноября 2022 года, в Минфине США пошли дальше и разрешили часть сделок по гражданской авиации с попавшими под санкции российскими компаниями. Ведомство издало генеральную лицензию, разрешающую такие транзакции.

В документе содержится два базовых условия: самолеты должны быть зарегистрированы за границами РФ и использоваться только в гражданской авиации.

США таким образом удерживают РФ от национализации подконтрольных российским компаниям бортов и от прекращения выплат лизингодателям.

Президент РФ Владимир Путин в феврале подписал указ об удержании находящихся в лизинге гражданских самолетов в ответ на санкции Евросоюза и США против российской гражданской авиации, по которым сегодня наблюдается откат.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ
flickr.com | Trev Grant/CC BY 2.0/Boeing-737 является самым массовым гражданским самолетом в мире

Удержание не означает национализацию, поэтому Москва оставляла возможность для компромисса, которым в Вашингтоне решили воспользоваться.

Есть здесь и интересное совпадение: Минфин США выпустил генеральную лицензию в день, когда поляки национализировали газопровод «Ямал – Европа», а немцы – компанию Gazprom Germania, американцы не хотят, чтобы РФ поступила также в отношении самолетов Boeing.

Для Москвы данный шаг Вашингтона выгоден: теперь российским компаниям не надо заниматься перекупкой запчастей на рынке третьих странах или разбирать одни самолеты, чтобы обслуживать другие, а это весной было реальной перспективой.

Такое решение США просматривалось«Мы видим тренд на послабление санкций, который происходит из-за того, что многие из них не сработали. Американцы пытаются в рамках политического торга начать их постепенное снятие», — заключает экономист Дмитрий Адамидов.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ
Антироссийские санкции начали давать сбои

США и коллективный Запад начали зондаж почвы по российско-украинским переговорам, с этим связано заявление Борреля о том, что в Брюсселе не обсуждаются новые санкции против РФ. Бывшие партнеры демонстрируют Москве готовность к компромиссу.

Тема с гражданской авиацией беспроигрышна для США: данный вопрос при любом развитии событий был бы решен, вследствие чего американцам выгодно его использовать в качестве демонстрации доброй воли.

«Гражданская авиация является максимально глобализованной отраслью, и здесь ни одна из стран не может быть в изоляции. Я еще летом предполагал, что процесс пойдет в сторону послабления санкций», — резюмирует Адамидов.

Обслуживать самолеты Россия сможет, а вот при реализации новых проектов – МС-21 и русификации Superjet-100 нашей стране придется рассчитывать только на себя.

События февраля 2022 года и запрет на западный экспорт технологий, материалов и компонентов в РФ усложнили положение российских производителей.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ
США не упорствуют с национализацией«Изъятие активов в Польше и Германии, возможно, повлияло на решение Минфина США, но о национализации российской собственности в основном говорят в Европе, а в Америке не делают заявлений по этому вопросу», — констатирует Адамидов.

Если РФ в ответ на действия немцев и поляков будет национализировать западные активы, то в первую очередь коснется это не американцев, а европейцев.

«По национализации активничают Великобритания, Германия и Польша, а США ведут себя аккуратней. Российско-американские послабления могут продолжиться и перекинуться на другие отрасли», — заключает Адамидов.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ
pxhere.com/Американская экономика зависит от импорта российского титана

Процесс принял деловой оборот: бессмысленные санкции начнут отмирать.

Не надо забывать и про фактор титана, без которого не сможет существовать американская авиапромышленность. Без российских поставок данного металла в мире случится дефицит, который в первую очередь коснется компаний Boeing и Airbus.


                    Экономист Адамидов: США обречены на снятие санкций с гражданской авиации РФ

Дмитрий Сикорский