ЕС хвастает солнечной энергией, но создает резервы минерального сырья на случай войны с РФ

Солнечная генерация в июне впервые вышла на первое место в электроэнергетическом балансе Евросоюза, обогнав атомную и ветровую энергетику, показали в четверг данные аналитической компании Ember. При этом доля угля в производстве электричества в блоке была самой низкой в истории.

Приходящаяся на энергию солнца доля достигла 22,1% в июне, по сравнению с 18,9% годом ранее. Доля атомной и ветряной генерации в ЕС составила 21,8% и 15,8% соответственно.

По данным Ember, как минимум 13 стран Европейского союза, включая Германию, Испанию и Нидерланды, зафиксировали рекордные месячные показатели выработки электричества из солнечной энергии.

Доля угля в энергобалансе ЕС снизилась до рекордного минимума в 6,1% в июне по сравнению с 8,8% за аналогичный месяц 2024 года.

ЕС создаст стратегические резервы минерального сырья

Еврокомиссия готовит план создания стратегических запасов критически необходимых материалов, от редкоземельных металлов до комплектов для ремонта подводных кабелей, на случай катаклизмов, включая возможный военный конфликт с Россией.

«ЕС сталкивается со все более сложным набором растущих рисков, отмеченных обострением геополитической напряженности, включая [военные] конфликты, усиливающееся воздействие изменения климата, деградацию окружающей среды, гибридные и кибернетические угрозы», – говорится в проекте документа Европейской комиссии, определяющего стратегию создания запасов, с которым ознакомилась Financial Times.

Странам ЕС следует координировать усилия по формированию резервов продовольствия, медикаментов и даже ядерного топлива, а на уровне союза необходимо создать запасы таких товаров, как как редкоземельные металлы и постоянные магниты, крайне важные для энергетической и военной техники.

Также на общеевропейском уровне будут формироваться запасы продукции «для быстрого восстановления после сбоев в работе энергетических или оптических кабелей». Уязвимость этой инфраструктуры давно волнует европейцев, особенно после нескольких случаев повреждения газопроводов и кабелей в Балтийском море. Повышенные риски вызваны «возросшей активностью хакеров-активистов, киберпреступников и поддерживаемых государствами групп», говорится в документе.

По оценкам европейских военных, Россия ведет активную гибридную войну в Европе, а через несколько лет может спровоцировать и военный конфликт со странами НАТО (обычно называются сроки от двух до пяти лет). Поэтому странам ЕС необходимо сотрудничать в области «совместного складирования» и лучше координировать с НАТО управление ресурсами и инфраструктурой двойного назначения, говорится в документе Еврокомиссии.

В рамках решений, принятых на саммите альянса в Гааге в конце июня, его участники должны будут выделить 1,5% ВВП на мероприятия, связанные с обеспечением обороны и безопасности, включая подготовку дорог и мостов для переброски войск, обеспечение готовности к кризисам, противостояние киберугрозам и проч. (в дополнение к собственно оборонным расходам в размере 3,5% ВВП).

Безопасность необходимо рассматривать как «общественное благо» и формировать менталитет готовности к кризисам, говорилось в отчете о гражданской и военной подготовленности Европы, который в прошлом году по заказу ЕС подготовила группа во главе с бывшим президентом Финляндии Саули Ниинистё. ЕС не был готов ни к пандемии COVID-19, ни к военным действиям на Украине, и ему необходимо перейти «от реактивных мер к проактивной готовности», говорилось в отчете.

Возможное военное вторжение России в нем было названо одной из основных угроз:

Угроза войны, исходящая от России, ставит под сомнение безопасность Европы и заставляет нас рассматривать этот вопрос как центральный элемент нашей готовности.