Гайдукевич: Закрытием консульств США бьют не по власти, а по гражданам Беларуси

Гайдукевич: Закрытием консульств США бьют не по власти, а по гражданам Беларуси

12 октября МИД Беларуси сообщил, что консульство республики в Нью-Йорке закрывается по требованию Вашингтона. Очередные меры против Минска были приняты на фоне обвинений в адрес представительства ООН в Беларуси, которое власти республики считают замешанным в финансировании участников протестов 2020 г. Связаны ли друг с другом эти шаги, и чего ожидать от США в дальнейшем, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил зампредседателя комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, председатель Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич.

– США потребовали от Беларуси закрыть Генконсульство в Нью-Йорке. Чего они добиваются?

– Это продолжение той политики, которая проводилась в отношении нашей страны на протяжении многих лет, и особенно этого года. Когда США назначили нам посла, она не прибыла в Минск, а находится в Вильнюсе. Она не признает президента и общается с Тихановской, которая никакого отношения к Беларуси давно не имеет. Все это звенья одной цепи – попытки повлиять на внутриполитическую ситуацию в стране, изменить ее геополитический курс, оторвать ее от России.

Но самое удивительное в том, что бьют они не по власти, а по простым гражданам. Сколько белорусов находится в Америке или сколько американцев с белорусскими корнями хочет приезжать в Минск? И для них сейчас создали неудобства. Но это не изменит внутриполитическую ситуацию в стране: никаких действий, которые они от нас хотят, мы делать не будем. То есть, просто сделали неудобство для граждан вместо того, чтобы заниматься общими проблемами. Ведь Беларусь не представляет никакой угрозы для всего мира и для Америки. У нас нет терроризма, нет экстремизма, мы никогда не были источником проблем, мы всегда были источником мира.

И второй фактор – безусловно, то, что Беларусь сейчас рассматривается в контексте связки с РФ, а США продолжают давление на Россию. Соответственно, идет давление на Беларусь, и Беларусь очень важна, потому что, если бы здесь смогли бы поменять власть (удалось бы, например, то, что планировали в прошлом году), то, безусловно, следующей была бы Россия, потому что вокруг нее сомкнулось бы кольцо нестабильности. Вот какая цель была у США.

– Американская сторона несколько раз заявляла о «заботе о белорусском народе». Как это соотносится с их действиями?

– Никогда в жизни Соединенные Штаты Америки не заботились ни об одной стране мира (ни о Беларуси, ни о тех странах, где они делали военную интервенцию). Они всегда думали только о собственных геополитических интересах.

Пример – Украина. Посмотрите, что им наобещали, и что в итоге. Ни финансовой помощи, ни модернизации армии – ничего нет. Более того, Америке выгодно, чтобы там постоянно что-то шумело и бурлило, чтобы там постоянно был конфликт. Америка думает о себе: они пришли в Ирак, вытащили оттуда природные ископаемые, и все. Какая демократия? Демократии там нет, не было и не будет.

Посмотрите, что происходит в Европе. Америка критикует Европейский союз, просит не покупать газ у России и не работать с Китаем. При этом сама Америка наращивает поставки сланцевого газа в Китай и уменьшает – в Европу, и сейчас в Европе газовый кризис, потому что цены растут, а газа не хватает. То есть, Америка отстаивает только собственные интересы и больше ничего. Мы должны из этого исходить и строить политику.

– Как воспринимать визит заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд в Москву? Какое значение ее визит может сыграть для Беларуси?

– Все прекрасно понимают, что силой давления с Россией ничего не сделаешь, и не сделаешь ничего силой давления с Китаем. Америка уже не самая большая держава. Китай вырос, Россия встала на ноги, и сейчас формируется многополярный мир. Великобритания хочет играть свою роль, Ближний Восток изменился. Бегство из Афганистана, проигрыш в Сирии все меняет. Но диалог должен быть.

Мы должны поддерживать диалог между Америкой и Россией. Почему? Разрядка отношений между Россией и США будет вести к разрядке отношений между нашими странами. Это геополитика, регион общий. Поэтому я говорил, что санкции против Беларуси – это тоже элемент борьбы с Россией.

Мы приветствуем любой диалог. Более того, президент наш всегда выступал за любой диалог. Мы готовы садиться за стол переговоров со всеми странами, потому что диалог всегда лучше противостояния. Поэтому воспринимаем хорошо, но не ждем каких-то прорывных решений от этого. Не будет прорыва, но какие-то позиции надо сверять, потому что все-таки без этого невозможно, и в Америке это тоже понимают.

– Каких дальнейших шагов от США можно ожидать? Будут ли усиливаться санкции?

– Вполне возможно, что будут, и будет наращиваться военное присутствие на границах. В Польше и Литве стали говорить уже о том, что военное присутствие будет в Украине, но США должны понимать, что будет адекватный ответ. Мы уже поставили С-400 на границе с Польшей и Литвой, которые будут обеспечивать безопасность Союзного государства. То есть, на любое действие будет противодействие. Военный потенциал России и Союзного государства на 10 лет опережает США и Китай, военным путем невозможно противостояние с нашими странами.

Какие будут дальнейшие шаги? Америка будет отстаивать свои интересы, пытаться продавать свои товары. Для них сейчас самое главное, чтобы Китай не сближался с Россией, потому что это очень сильная связка, и они ведут с Россией переговоры. Второй момент – они понимают, что Россия все равно будет влиять на ситуацию на Ближнем Востоке, отстаивать свои интересы в Сирии и в Африке. Поэтому они вынуждены будут вести переговоры, и комплекс вопросов будет обсуждаться различный. К тому же, после всех этих недружественных шагов по отзыву послов ведь надо как-то начинать разговор. Поэтому и прилетели вести диалог, и будут вести его, никуда не денутся.

– В МИД Беларуси заявили о причастности представителей ООН в Беларуси к анонсированию протестов. Какую роль здесь могли сыграть США, и может ли закрытие генконсульства в Нью-Йорке выступать ответной мерой на расследование ситуации вокруг ООН?

– Конечно же, США имели к этому отношение, потому что ООН в большей степени финансируется Соединенными Штатами. Безусловно, ООН очень сильно зависит от Вашингтона: кто платит, тот и заказывает музыку. Что касается закрытия консульства, то это звенья одной цепи.

В Америке медленно принимаются решения, и закрытие консульства – это отголоски той политики, которая началась еще год назад. Там достаточно сложная бюрократическая система принятия любых решений (и по принятию, и по отмене санкций), быстро их не принимают.

Мы увидели, что ряд НКО, которые финансируются из-за рубежа, играют деструктивную роль, и, в принципе, это логично. Если ты финансируешься из-за границы, ты будешь отстаивать интересы исключительно той страны, которая платит деньги, это аксиома. Поэтому и в Беларуси, и в России сейчас идет общая тенденция на зачистку этих организаций, как и во всем мире. В Америке недопустимо создание организаций, которые финансируются извне, и у нас таких не будет. Все должно финансироваться изнутри, за исключением гуманитарных программ, здоровья, проблем борьбы с терроризмом и экстремизмом, и здесь мы должны (и будем) взаимодействовать со всем миром. Но ни в политику, ни в историю, ни в наши ценности мы не позволим вмешиваться.

– Вы активно выступаете за принятие в Беларуси закона об иностранных агентах и участвовали в разработке соответствующего законопроекта. Какие ключевые вызовы создает для Беларуси деятельность западных иноагентов?

– Если ты финансируешься из-за рубежа, то ты будешь отстаивать интересы другой страны. Зачем нам это? То же самое со СМИ. Мы должны принять закон об иностранных агентах, чтобы, когда начинает вещать «Радио Свобода» [признано в России СМИ-иноагентом – прим. ЕЭ], появлялась заставка, что это иностранный агент. Нужно, чтобы люди знали, что средство массовой информации, которое финансируется, например, из Америки или из Германии, будет отстаивать не наши интересы. Мы должны это понимать, поэтому вводится понятие «иностранный агент».

Беседовала Мария Мамзелькина