Плановые проблемы Белоруссии

Плановые проблемы Белоруссии

Недавно вице-премьер Белоруссии Юрий Назаров поделился глобальным планами по развитию производства страны в ходе идущей пятилетки. Подождите, пятилетки? Да, прямо как в старом-добром СССР. А какие планы?

К 2025 году хотят модернизировать производственные линии МАЗ и минского тракторного завода. На минском автомобильном заводе реконструируют автобусное производство и построят новый сборочный корпус. Таким образом, количество собираемых на предприятии автобусов достигнет 3 тысяч штук в год против нынешних 1,5 тысяч.

А вот по минскому тракторному заводу модернизация затянется аж на 2 пятилетки. До 2030 года предприятие подведут под современные стандарты производства и построят дополнительный литейный цех. Разумеется, все труды будут направлены на увеличение количества выпускаемой техники. 70 тысяч к 2030 году вместо стандартных 30 с чем-то тысяч.

Вроде все звучит хорошо. Модернизация, увеличение количества выпускаемой продукции. Так в чем проблема? Да в самом подходе к планированию. Казалось бы, что может быть плохого в долгосрочных планах, но реалии говорят о другом. Минские чиновники не успевают за стремительно меняющимися потребностями рынка.

Взять к примеру рынок общественного транспорта в РФ (берём за пример как основного покупателя белорусской продукции). Начиная с этого года, в регионах России усиливаются позиции концессионных предприятий общественного транспорта. Они не просто производят, а обеспечивают гарантию и ремонт транспорта в случае неисправностей. Не говорим уже о том, что они давно модернизировали свои производства и уже сейчас предлагают к покупке технику будущего (умные трамваи, троллейбусы и т.д.). Как пример — группа «Синара» в Таганроге, Ростове и Челябинске. А в Белоруссии только планируют переходить к современным стандартам. И то, к 2025 году. А с тракторами к 2030-му.

Современные времена требуют современных решений. А в Белоруссии с ее плановой экономикой все происходит очень медленно. В стране до сих пор живут пятилетками, хотя ситуация на рынках может меняться каждый месяц и все построенные планы могут оказываться уже неэффективными. Конечно, покупатели на белорусскую продукцию найдутся. Но все может быть гораздо и гораздо лучше. Достаточно просто перестать жить реалиями Советского Союза. Поскольку с таким подходом белорусским товарам будет очень тяжело удерживать доли на рынках СНГ, не говоря уже о завоевании новых.