На ночь глядя с «Экономист»*. Кто такой Эрик Земмур, французский подражатель Дональду Трампу?
Популистский провокатор, выступающий против иммигрантов, обходит Марин Ле Пен с флангов
До этого лета Эрик Земмур был просто известным провокатором, который вёл еженедельные реакционные колонки в правой французской прессе и выступал против иммиграции и политкорректности на круглосуточном телевизионном новостном канале. Никто не воспринимал его всерьёз как начинающего политика. Но, согласно недавним опросам, 63-летний Земмур вырос из ниоткуда. Лидером двух туров президентских выборов во Франции в апреле следующего года по-прежнему остается президент Эммануэль Макрон. Но теперь Земмур борется за место во втором раунде с крайне правой Марин Ле Пен (см. диаграмму ниже). Это продвинуло бывшего телевизионного эксперта из ищущего внимания подстрекателя к центру политического внимания.
Без фильтра и без партии г-н Земмур торгует двумя домашними темами. Он развил их в различных книгах за последние 15 лет, последней из которых является «Франция не сказала своего последнего слова». Одна из тем — оплакивание краха авторитета, идентичности, мужественности и традиционных семей перед лицом феминизма, общества потребления, либерализма, «гендерной нерешительности» и других импортированных «американских» болезней. Другая о том, что г-н Земмур называет «исламизацией» французского общества и обратным завоеванием путем иммиграции «2000-летней христианской земли». В 2018 году он был осужден за подстрекательство к расовой дискриминации.
Г-н Земмур родился в регионе Парижа и имеет еврейско-алжирское происхождение. Тем не менее, в попытке освоить глубокую правую националистическую направленность, он также защищает вишистскую Францию за «защиту» французских евреев на странном основании, что та сначала депортировала иностранных евреев. Знаток подобных искажений истории, Земмур оборачивает свои тирады повествованием о ностальгии, упадке и утрате. Он приводит множество ссылок на Жанну д’Арк, Людовика XIV, Наполеона Бонапарта и Шарля де Голля. «Никогда в нашей истории наша нация не подвергалась такой опасности, — сказал он на недавнем митинге. — Ей грозит исчезновение».
Г-н Земмур частично настроен обойти г-жу Ле Пен, называя её слишком мягкой. Он говорит то, чего больше не делает нынешний лидер Национального собрания (бывшего Национального фронта), стремясь избавиться от антисемитского и расистского багажа партии. Г-н Земмур заявляет, что ислам «несовместим» с Францией и что французским мусульманам следует давать «французские» имена. Чтобы расширить свою привлекательность за пределы крайне правых, он также нацелен на другой электорат. Г-жа Ле Пен проводит кампанию среди рабочих из бывших промышленных регионов северной и восточной Франции, которые ранее голосовали за левых социалистов и коммунистов. Г-н Земмур ухаживает за ультраконсервативной, обеспеченной, католической стороной республиканской партии: теми, кто встревожен неконтролируемой иммиграцией, выступает против однополых браков и верит в традиционные семейные ценности. Четверть его поддержки исходит от тех, кто на президентских выборах в 2017 году голосовал за главного правоцентристского кандидата от республиканцев Франсуа Фийона.
Ни один опрос еще не показал, что Земмур может выиграть президентский пост. Но Земмур внимательно наблюдал за тем, как в 2017 году Макрон использовал конституцию Пятой республики, чтобы обойти существующие политические партии Франции и занять высший пост. Макрон основал свою партию En Marche!, чтобы поддержать свою президентскую кампанию и получить большинство в Национальном собрании. Г-н Земмур также внимательно изучает победивших популистов и сильных националистов, от Дональда Трампа до Виктора Орбана. Телезвезда умеет вызывать страх, заставлять сложные вещи казаться простыми и смешивать эрудицию с популистским стилем. Недавно он позировал на торговой ярмарке со снайперской винтовкой. Г-н Земмур уже имел огромное влияние на избирательную кампанию во Франции.
Перевод с английского Александра Жабского