Приостановление сертификации Северного потока 2 не является политикой
— Приостановление процесса сертификации BNetzA не является политическим, а вызвано формальными причинами. По неофициальной информации, немецкий регулирующий орган давно информирует заявителя о том, что компания, желающая иметь право действовать в качестве оператора по модели ITO, должна быть зарегистрирована в Германии.
16 ноября Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) объявило о приостановке процесса сертификации Nord Stream 2 AG (NS2AG) в качестве независимого оператора системы передачи (модель ITO). В своем заявлении регулирующий орган заявляет, что после анализа документации он пришел к выводу, что сертификация возможна только для компании, действующей в соответствии с законодательством Германии. Согласно объявлению, NS2AG, зарегистрированная в Швейцарии, решила создать дочернюю компанию в Германии, которая будет владельцем и оператором только части газопровода (примерно 5 процентов его длины), расположенного в территориальных водах Германии.
Новая сущность
Процесс сертификации будет приостановлен до тех пор, пока NS2AG не предоставит немецкому регулирующему органу документы, подтверждающие передачу дочерней компании (в качестве нового заявителя) «значительной собственности и человеческих ресурсов», позволяющих продолжить обработку заявки. Вновь назначенная организация должна будет соответствовать требованиям к операторам системы передачи в модели ITO (независимый оператор передачи — в этой модели оператор может оставаться в структуре вертикально интегрированной компании).
До выполнения этих требований процесс сертификации должен быть приостановлен, а оставшаяся часть четырехмесячного периода, будет использована для обработки заявки. Поскольку процедура началась 8 сентября, останется менее двух месяцев до того, как BNetzA официально вернет свое первоначальное решение. Затем у Европейской комиссии будет еще два месяца на то, чтобы вынести заключение, которое немецкий регулирующий орган затем должен учесть «в максимальной степени» при формулировании своего окончательного решения.
Приостановление процесса сертификации
Приостановление процесса сертификации BNetzA не является политическим, а вызвано формальными причинами. По неофициальной информации, немецкий регулирующий орган давно информирует заявителя о том, что компания, желающая иметь право действовать в качестве оператора по модели ITO, должна быть зарегистрирована в Германии. NS2AG, в свою очередь, должен был настаивать на попытке получить сертификат в его нынешней юридической форме.
Создание дочерней компании, которая будет владельцем и оператором только части газопровода, расположенного в территориальных водах Германии (и, следовательно, в пределах ЕС), является попыткой воспользоваться некоторыми из слабых мест директивы, чтобы ограничить негативные последствия ее положений с точки зрения Газпрома. Принятый в нем узкий территориальный охват (вплоть до границ территориального моря государства, где заканчивается трансграничный газопровод) заставляет российскую сторону пытаться искусственно разделить трубопровод, лишь небольшая часть которого (около 5%). длины трубопровода) регулируется законодательством ЕС. Принятие такой структуры означало бы, что остальная часть инфраструктуры не будет подпадать под действие правил ЕС, что даст «Газпрому» свободу в формировании правил своей деятельности.
Однако компания, зарегистрированная в Германии, которая должна быть владельцем и оператором немецкого участка газопровода, должна будет соответствовать ряду требований в соответствии с законодательством ЕС. Это в первую очередь относится к требованию разделения, механизмам установления тарифов на передачу или принципу TPA (принцип доступа третьей стороны). Новая дочерняя компания должна будет соответствовать ряду критериев, касающихся независимости оператора системы передачи от вертикально интегрированного предприятия (собственность, персонал, принятие решений). Остается вопрос, действительно ли компания будет обладать необходимой степенью независимости. Более того, в коммюнике BNetzA совершенно не затрагивается вопрос о дате завершения газопровода или моменте, когда была создана компания, которая намеревалась эксплуатировать немецкую часть маршрута. Как газовая директива ЕС,и EnWG позволяют оператору пройти сертификацию по модели ITO, если система принадлежала оператору 23 мая 2019 г.
Решение BNetzA вызвало неоднозначную реакцию в Германии. Позитивно на это отреагировали представители партии зеленых и экологических организаций, которые на протяжении многих лет были противниками «Северного потока — 2» и призывали к строгому соблюдению буквы закона в отношении газопровода, а также политики СвДП. Понимание решения регулятора выразило также Федеральное министерство экономики и энергетики (BMWi), которое сочло аргументацию BNetzA правильной. При этом в BMWi подчеркнули, что заключение 26 октября о влиянии NS2 на безопасность поставок газа в Германию и ЕС остается в силе. Более отдаленное мнение высказал Александр Добриндт (CSU), который поддержал быстрый запуск газопровода и подчеркнул его важность для безопасности поставок газа.
Реакция России
Реакция России на решение BNetzA пока ограниченная и спокойная. Компания NS2AG, которая на 100% контролируется «Газпромом», в своем заявлении отказалась комментировать последствия приостановки сертификации на запуск газопровода. В свою очередь официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что решение BNetzA не было политически мотивированным и что NS2AG был готов выполнить все требования, установленные немецким регулятором. Он также подчеркнул, что дата запуска газопровода «Северный поток-2» полностью зависит от лиц, принимающих решение о сертификации, и что российская сторона не может вмешиваться в этот процесс.
Есть много признаков того, что решение немецкого регулятора отсрочит окончательное решение по этому вопросу, а значит, и дату пуска газопровода. Таким образом, совершенно нереально оправдать надежды на то, что нынешний газовый кризис в ЕС приведет к более быстрому завершению сертификации и вводу в эксплуатацию трубопровода в текущем отопительном сезоне.
Сертификация показывает готовность России согласиться (в ограниченной степени)
Хотя продолжающийся процесс сертификации показывает, что Россия готова согласиться(в ограниченной степени) ограничениям ЕС, на самом деле Российская Федерация не отказалась от своих попыток поставить под сомнение измененную газовую директиву. Во-первых, она все еще пытается оспорить в немецких судах решение BNetzA в мае 2020 года об отказе в отступлении от отдельных положений газовой директивы для газопровода Северный поток 2. Во-вторых, она пытается добиться отмены поправки к газовой директиве в ходе судебного разбирательства, инициированного Судом ЕС. В-третьих, она инициировала арбитражное разбирательство против Европейского Союза, предметом которого является признание несоответствия поправки к газовой директиве международным обязательствам ЕС, в частности, вытекающим из Договора к Энергетической хартии.