Турция пытается стать великой морской державой. Что может потерять Россия…
Здравствуйте, друзья. В год через Суэцкий канал проходит 16-19 тысяч судов. За проход по каналу Египет взымает плату в размере 1 млн. долларов. Через проливы Босфор и Дарданеллы в год проходит до 50 тысяч судов. Турция кормится за счет выплат лоцманских и буксировальных услуг из расчета 1 тыс. долларов за единицу. По расчетам специалистов Турция теряет в день до 12.3 млн. долларов в качестве недополученной прибыли из-за критически малых размеров и глубины проливов. При проходе судов должно соблюдаться соглашение Монтре, которое существенно снижает прибыль от эксплуатации проливов. Турки решили построить свой национальный канал, стоимость проекта составляет 10 млод. долларов. При этом канал сможет пропускать суда любого класса и при прохождении канала соглашение Монтре действовать не будет. Таким образом этот геополитический проект будет чрезвычайно выгодным для турок в экономическом и геополитическом планах. 45 км канал "Стамбул" будет значительно глубже и шире естественных проливов и будет стоить 10 млрд. долларов.
Что получает Турция в результате пуска нового канала…. Экономисты считают, что 90% товаров доставляется потребителю морским путем. К 2030 году товарооборот возрастет в 2 раза, а к 2050 году- в 8 раз. Время ожидания может составить до 36-42 часов. Новый канал решит эти проблемы и сделает Мраморное море торговым хабом Евразии. Выгоды Турции станут важнейшим каналом пополнения бюджета страны. Турция пытается за счет канала замкнуть через себя трансферт товаров с севера на юг и с запада на восток и этим самым создает центр международных и торговых отношений. На пути строительства канала возникли внутренние разногласия. Земли, по которым планируется строительство канала, будет проходить по частной земле и владельцы не желают с ней расставаться. Другая часть жителей говорять о возможной экологической катастрофе. В основном же сторонники Эрдогана с пониманием воспринимают его планы.
Определенное противодействие идея встречает со стороны политиков, которые считают , что движение по каналу приведет к невыполнению требований Монтре, так как канал будет проходить по территории самой Турции. Конвенция Монтре не допускает нахождение судов государств, не расположенных на побережье, более, чем на 21 день. Существенно ограничен и тоннаж пропускаемых судов. Новый канал позволит прохождение в акваторию Черного моря авианосцев, крупнотоннажных военных судов, АПЛ. В связи с предполагаемым строительством в Турции было проведено две компании. Первую провели 129 дипломатов действующих и прошлых, которые предупредили Эрдогана о потере Турцией контроля над Мраморным морем в связи с отменой Монтре и 11089 адмиралов, которые высказались за запрет строительства канала в связи с утерей требований конвенции Монтре.
Для России строительство канала имеет экономические и военно-политические последствия. Отказ от Конвенции милитаризирует Черное море, куда ВМФ США и НАТО смогут заходить в любое время, что представляет угрозу для России. Конвенция говорит го том, что любой ее учасник в любое время может выйти из нее. Имея свой национальный судоходный канал, Турция будет использовать этот выход из Конвенции в качестве предмета торга с США и Россией. Даже построив новый канал, действие Конвенции не прекратиться, так как суда должны проходить еще через Дарданеллы. Турции нужно будет построить еще один канал, параллельный Дарданеллам. Дина его составит всего 5 км. (северная часть п-ва Галлиполи). В случае, если будет построен и второй канал, что про сути будет вторым национальным проходом судов в Черное море и в Средиземноморье, то Турция будет требовать оплату с владельцев судов и за проход по каналу, что существенно поднимет дополнительные затраты по доставке товара. Это коснется и России, и стран ЕС.
Друзья, жду обсуждения публикации. Подписывайтесь на мой канал.