Владимир Зеленский: никому не нужный президент
«Короля играет свита»
Еще до победы Владимира Зеленского на выборах многие эксперты указывали на отсутствие у него политического опыта и в этой связи — огромной роли собираемой им команды. Новоизбранный же президент поступил, так, как поступил бы на его месте любой другой обыватель, не имеющий устойчивых внутрисистемных коммуникаций. В Офис были рекрутированы друзья и деловые партнеры по медийному прошлому – те, кому, как считал президент, можно доверять: Андрей Богдан (советник Коломойского по юридическим вопросам), Сергей Шефир (со-основатель «Квартала 95»), Сергей Трофимов (исполнительный директор «Квартала 95»), Кирилл Тимошенко (глава медиа-компании «Goodmedia») и другие. Впоследствии Богдана сменил Андрей Ермак, эксперт в области авторского права, чья компания долгое время работала с украинским медиа-бизнесом. Друг детства и коллега Зеленского по «Кварталу» Иван Баканов возглавил Службу безопасности Украины. Спикерами президента выступают советники Ермака: Михаил Подоляк (во многих случаях – еще и его спичрайтер) и Алексей Арестович, известный прогнозами о том, как «Россия будет выселять русскоязычных из Крыма». Итак, непосредственными советниками президента стали, по выражению Дмитрия Медведева, «невежественные и необязательные люди», не имеющие никакого отношения к политической профессии. И тем не менее – именно они определяют политику Зеленского и его стратегию поведения, включая pr-стратегию. Именно эти люди, регулярно своими высказываниями выходящие за пределы компетенции и нарушающие нормы политической этики, являются советниками актера-президента. Поэтому, говоря «Зеленский», в самой Украине уже давно подразумевают его Офис или лично его руководителя. Скандал с проваленной секретной операцией по «вагнеровцам», когда поручения Президента по ее переносу, передавались не лично, а устно через Ермака (sic!), наглядно демонстрируют справедливость этого олицетворения.
Распад «Зеленой команды»
Президентское большинство в парламенте, партия «Слуга народа», было собрана с учетом интересов политических инвесторов, в результате чего, немедленно разделилась внутри себя на несколько группировок. Таким образом, в Раде сформировалась квазипартийная субстанция без иерархии и как показало время – без партийной дисциплины. «Депутаты Коломойского» были перемешаны в одной структуре с лоббистами структур Джорджа Сороса и его компаньонов — Виктора Пинчука и Томаша Фиалы (также ранее представленных в Раде партией «Голос»), а дополняли картину ресторатор-глава Комитета по бюджету и муж одноклассницы Зеленского, возглавивший Комитет по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что партия сразу распалась на группировки, зачастую преследующие противоположные интересы. Для продвижения ключевых законопроектов, связанных с реализацией ранее данных гарантий инвесторам (законы о земле, игорном бизнесе, «деолигархизации»), партийные лидеры в отношении с «соратниками» вынуждены были прибегать к традиционным инструментам украинского парламентаризма: взяткам и шантажу. Как следствие, произошло усиление центробежных тенденций внутри партии. «Слугу народа» – добровольно или принудительно – покинули несколько медийно раскрученных депутатов: спикер Рады Разумков, Дубинский, Лерос, Шевченко, Дмитрук, которые без сомнений теперь составят оппозицию своему бывшим соратникам.
Электорат разочарован
Падение рейтинга Зеленского и его партии объясняется просто — не выполнено ни одно из предвыборных обещаний. Более того, очень многое из того, что делает нынешний Офис – прямое продолжение политики Порошенко, того самого, для которого Зеленский был «приговором» и против которого высказались 73% избирателей во втором туре президентских выборов. По этой же причине растет антирейтинг президента, достигший к середине ноября 65%.
— Война на Донбассе не закончена. Напротив – в обществе целенаправленно все более нагнетается страх перед «российским вторжением», а на руководящие посты в стране назначены люди, открыто призывающие к насилию. Новый главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный сообщил общественности о желании «прокатиться на танке по Красной площади». Назначенный 4 ноября министром обороны страны Алексей Резников известен тем, что назвал Донбасс «раковой опухолью Украины». И все это – на фоне откровенной профанации украинской делегацией переговорного процесса в ТКГ, отмеченной уже даже в ОБСЕ.
— Вместо обещанного закона «о народовластии», в котором был бы закреплен «механизм, по которому только Народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии», народ Украины получил СНБО с президентом во главе – согласно Конституции страны «координационный» орган, который, однако, в нарушение всех возможных правовых норм назначает санкции против граждан Украины. Экс-глава МВД Аваков так описал механизм работы СНБО:
«Вы, наверное, не помните, как работало политбюро ЦК КПСС. Когда собирался пленум какого-нибудь политбюро, документики все были написаны заранее, выступающие расписаны, содержание выступлений было проговорено в райкоме партии перед этим. Если вдруг кто-то что-то высказывал — это была сенсация. Вот примерно это мне начали напоминать последние наши заседания СНБО. Когда никто не знает, какова итоговая повестка дня, когда документы уже написаны, и когда если кто-то там начинает что-нибудь не в ту степь, его одергивают или строгим взглядом смотрят, или игнорируют».
Де-факто в стране осуществляются репрессии против собственного народа по национальному, языковому, признаку политической принадлежности и даже по мотивам личной мести противникам президента (как в случае с Анатолием Шарием).
— Обещание «сформировать прозрачный рынок земли» материализовалось в официально самый непопулярный (обгоняет даже легализацию игорного бизнеса и медицинской марихуаны) среди украинцев «закон о земле», открывший самую богатую по земельным ресурсам страну Европы для освоения транснациональных компаний.
— Особенно забавным сейчас выглядит заявленное Зеленским в ходе предвыборной кампании обещание «перейти на обеспечение своих потребностей за счет собственных энергетических ресурсов, но и стать со временем их экспортером на европейский рынок». Самый актуальный вопрос для украинцев в последние десятилетия – тарифы – не просто не решен. Бездарное управление рисками менеджеров «зеленой команды» завело ситуацию в тупик, оплачивать выход из которого, как всегда, будут налогоплательщики.
«Падающего – подтолкни»
Изменение внутриполитической расстановки сил на Украине прослеживается так же легко, как в любой другой стране с олигархическим устройством власти. Первый симптом этого процесса – изменение риторики основных масс-медиа, контролируемых крупнейшим бизнесом. Так вот, в случае с Украиной мы видим развивающийся конфликт Зеленского с богатейшим человеком страны – Ринатом Ахметовым. С именем миллиардера связывают десятки политиков. Его сегодняшняя ставка – формирующийся альянс экс-премьер министров Яценюка и Гройсмана с Аваковым и, возможно – экс-спикером Рады Дмитрием Разумковым. Потенциально этот союз может оказаться временным – до момента достижения новой договоренности с Офисом. Так уже было в начале президентства Зеленского, когда эксперты прогнозировали, что новый президент нанесет удар по Ахметову, реализуя инвестиции другого олигарха, Игоря Коломойского. Тогда удалось договориться, и в итоге новым премьер-министром страны стал ставленник Ахметова бывший топ-менеджер ДТЭК Денис Шмыгаль, а миллиардер благополучно избежал «деолигархизации» (собственно, как и все те, кто выполнил условия Офиса). Однако текущая политическая ситуация очевидно указывает на убыточность любого содействия Зеленскому. Так что можно с уверенностью прогнозировать стремление финансово-промышленных элит использовать развивающийся кризис и в очередной заменить главу государства, заодно списав на него все негативные явления в жизни страны: от зашкаливающих тарифов до войны на Востоке. По Зеленскому уже «открыли огонь» принадлежащие Ахметову и некогда лояльные президенту СМИ.
Запад готов на жертвы
В условиях цугцванга Офис президента действует так же, как десятки других политиков в мировой истории – пытается разогреть ситуацию на внешнем контуре. Зеленский в этом процессе опирается на помощь коллективного Запада, наивно полагая, как и Порошенко, добиться риторического статуса «лидера сопротивления российской агрессии на восточных рубежах Европы», который очень хотелось бы монетизировать в дальнейшем.
Грядущую катастрофу в энергосекторе и ожидаемый всплеск общественного негодования предполагается утопить в нагнетаемом страхе перед войной – все точно так, как делал Порошенко ровно три года назад, с той лишь разницей, что Зеленский вполне может пойти на введение в стране военного положения – его некому остановить.
США, Великобритания и ЕС также заинтересованы в нагнетании напряженности, однако по собственным мотивам. Поэтому откровенный саботаж работы ТКГ и Минских соглашений и безответственные высказывания людей из окружения Зеленского за редким исключением не находят даже формальной реакции с Запада. Для реализации этого проекта Великобритания и США разогревают общественное мнение и европейских союзников заявлениями о активности российской армии на границе, которые в Киеве сначала опровергли, но уже на следующий день скорректировали позицию. Для этих целей на территории Украины размещают «учебные центры» НАТО, планируют отправить британский спецназ или шведских военных инструкторов. (К слову, что в реальности смогут сделать 600 британских спецназовцев в огромной Украине в случае войны, если не эвакуировать при необходимости сограждан и инфраструктуру?)
Вместе с тем, для реального обострения ситуации Украина не имеет никаких ресурсов для реального обострения ситуации на Донбассе – ни экономического, ни военного, ни морального. Говорить о быстротечной зимней военной кампании (очень популярный проект среди украинских ура-патриотов) тем более бессмысленно – это самоубийство, особенно с учетом озвученных Дмитрием Козаком дальнейших перспектив украинской государственности. И тем не менее, существующих ресурсов вполне достаточно для проведения провокаций с целью вовлечения России в локальный конфликт.
Таким образом, Украину по-прежнему используют в качестве тарана для удара по России, только это никак не свидетельствует о заинтересованности Запада в сохранении правящей группировкой своих позиций. Напротив, внутреннее недовольство властью подогревается «расследованиями» вроде «Pandora Papers» от финансируемого Соросом «Международного консорциума журналистов-расследователей» или «Дела вагнеровцев», от Bellingcat, существование которого оплачено деньгами британских налогоплательщиков.
Нельзя также забывать, что на Украине еще со времен Порошенко существуют отдельные следственные органы, напрямую подчиненные США: Государственное бюро расследований и Национальный антикоррупционный комитет – типичная ситуация для государств-жертв «цветных революций» и очень действенный механизм контроля за деятельностью местных элит. В этом контексте весьма показательным выступает «Дело Чауса» — хрестоматийный пример пересечения интересов государственных спецслужб (в данном случае — СБУ) и органов, находящихся под внешним управлением (в данном случае — ГБР). В любой момент эти структуры могут быть активированы для атаки на Офис.
Таким образом, будущее Владимира Зеленского-президента неинтересно на Украине никому из игроков. Локальные финансово-промышленные элиты защищают активы, в том числе – политические, и пытаются потеснить власть. Запад стремится спровоцировать Россию на силовые действия на Востоке и для достижения этой цели легко пожертвуют не способным к противодействию Зеленским. Население разочаровано пустыми обещаниями, лишено политических прав и возможности зарабатывать.
Действующий президент в силу объективных обстоятельств не имеет ни необходимого уровня коммуникаций, ни рейтинга народного доверия и не сможет оказать действенного сопротивления.
«Верность принципам» и «преданность лидерам» — маркеры политической системы Украины, и мы видим первые признаки того, как она сработает вновь. Поэтому вопрос заключается не в том, как долго Зеленский сможет продержаться у власти и даже не в том, кто его сменит – наивно ждать действительно независимого кандидата. Вопрос в том, чего будет стоить очередное социальное потрясение украинскому народу – не станет ли новый кризис последним для украинской государственности?
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Андрей Кузмак, журналист-международник