Миграционный кризис на границе Белоруссии и Польши закончится победой Лукашенко?
Начавшийся осенью 2021 года миграционный кризис на границе Белоруссии и Польши продолжается и сегодня, однако, в нем уже все-таки намечаются перспективы возможного решения проблемы. И если еще совсем недавно страны ЕС не собирались вести переговоры с «режимом Лукашенко», то теперь они постепенно начинают сдавать свои позиции. Это произошло после нескольких недель противостояния, в ходе которого мигранты пытались прорваться на территорию Польши через установленные пограничные заграждения. В свою очередь Польша перебросила к границе дополнительные воинские подразделения и спецсредства, которые начали активно использоваться против нарушителей.
Первым в миграционном кризисе моргнул Евросоюз
Обстановка была накалена до предела и этому в частности способствовало отсутствие контактов между белорусскими и европейскими властями после отказа Евросоюза признать результаты президентских выборов августа 2020 года в Белоруссии. И сейчас ЕС первое время не собирался менять своей позиции, однако проявленное белорусской стороной упорство и нежелание уступать нажиму привели к признанию необходимости возобновления дипломатических отношений. Поскольку без этого разрешить обострившийся миграционный кризис явно не получится.
И первым звонком, сигнализировавшим об изменении ситуации, стал телефонный разговор Ангелы Меркель с Александром Лукашенко, причем, инициатором его стала именно и.о. канцлера Германии. Это событие вызвало бурную реакцию в Европе, а его участники отозвались о нем весьма сдержанно, но тем не менее позже просочилась информация о предложении сделки на определенных условиях. Согласно им, Евросоюз создаст «гуманитарный коридор» для пропуска 2 тысяч мигрантов на территорию Германии, а Белоруссия в ответ посодействует возвращению остальных на родину при наличии возможности. В общем, достаточно общие слова, однако, сам факт начала контактов здесь крайне важен — он показал, что ЕС больше заинтересован в разрешении проблемы, чем Белоруссия. А значит, ему в любом случае придется сотрудничать со столь нелюбимым им «последним диктатором Европы».
И это подтвердилось 16 ноября, когда президент Литвы Гитанас Науседа неожиданно заявил в интервью ВВС, что разрешить кризис возможно, если обратиться в том числе и к президенту Лукашенко, как сделала только что Ангела Меркель. С учетом того, что еще совсем недавно этот политик требовал усиления давления на Минск и отказывался напрочь вести с белорусской стороной какие-либо переговоры, а также предоставил политическое убежище главной оппозиционерке Светлане Тихановской, такой разворот выглядит действительно сенсационно. Тем более, что буквально через пару дней литовский президент добавил, что Лукашенко по-прежнему нельзя признавать белорусским президентом, но без его участия будет крайне сложно или вообще практически невозможно решить проблему скопившихся на границе мигрантов.
Белоруссия выигрывает противостояние, но при этом готова к компромиссу
Правда, здесь стоит добавить, что и Минск в свою очередь изменил позицию по миграционному кризису — раньше он целиком возлагал вину за него на Запад. Сейчас же белорусские власти также демонстрируют стремление к совместной работе с целью его скорейшего разрешения. В частности, заявляется о необходимости ужесточить миграционный контроль и усилить депортации нарушивших миграционное законодательство иностранцев. Кроме того, более 400 мигрантов уже отправлено назад в Ирак, а располагавшиеся на пропускном пункте «Брузги» переселяются в новый лагерь. То есть, белорусские власти явно сигнализируют о готовности к разумному компромиссу и совместной работе ради его достижения.
Однако, это вовсе не означает, что ЕС пойдет на уступки в других вопросах и в частности, отменит введенные им раньше санкции. Об этом уже заявили его официальные представители, так что надеяться на свое признание А. Лукашенко не приходится. Тем не менее, последние события наглядно показали — ЕС сегодня откровенно слаб и не в состоянии справиться даже с такое достаточно легкой угрозой своей безопасности. Чем собственно и воспользовался белорусский президент со своей командой.