Стихия против науки: Спасенный «Ашамба» ожидает вердикта в Новороссийске

Затонувший корабль «Ашамба» в Новороссийске планируют поднять и отремонтировать

Знаковое отечественное научно-исследовательское судно «Ашамба», потерянное во время жестокого зимнего шторма у причалов Новороссийска минувшей зимой, получило шанс на вторую жизнь. Вопреки пессимистичным прогнозам, его корпус уже поднят со дна. Теперь ученых и моряков ждет тревожное ожидание – решат ли эксперты, что судно стоит дорогостоящего ремонта, или российский научный флот лишится важного актива. Главный вопрос – где найти многомиллионное финансирование, на которое у профильного института денег попросту нет.

История катастрофы разворачивалась в конце февраля. «Ашамба», как многие суда, спокойно зимовала в порту Новороссийска. Однако природа приготовила жестокий удар. Мощный шторм, сопровождавшийся сильнейшим обледенением, обрушился на корабль. Экипаж вступил в отчаянную и изнурительную борьбу за спасение судна. Моряки сутками не сходили с палуб, сбивая тяжелые, быстро нараставшие слои льда. Усилия были поистине героическими.

Коротко говоря, стихия оказалась сильнее человека. Утром 22 февраля «Ашамба» не выдержала напора – получив опасный крен, она стремительно затонула прямо у портовой стенки.

Потеря специализированного судна стала серьезным ударом для российской науки. «Ашамба» – не просто плавсредство. Это плавучая лаборатория. Она выполняла роль базиса для целого ряда океанографических и гидробиологических изысканий в Черном море и за его пределами. Без нее под угрозой срыва оказались запланированные научные экспедиции, сбор уникальных данных и мониторинг морской среды.

Несмотря на печальный финал зимней драмы, операция по спасению хотя бы самого судна продолжилась. В середине мая специалисты провели сложную и дорогостоящую операцию по понтонному подъему затонувшего корпуса с морского дна. Израненную «Ашамбу» осторожно отбуксировали к причалам новороссийской судоверфи «Алексино». Именно здесь сейчас и сосредоточилось внимание всех заинтересованных сторон.

Корабль встал на докование. Команда инженеров, судосборщиков и корпусников сейчас скрупулезно обследует буквально каждый квадратный сантиметр судна. Их задача грандиозна и критически важна.

Понять реальный масштаб повреждений от удара о грунт, длительного пребывания в соленой воде и последствий предшествовавшего затоплению обледенения и крена. Меж тем, составляется полный реестр необходимого ремонта – от замены агрегатов силовой установки и электропроводки до сложных работ по починке обшивки, корпуса и научного оборудования.

На основе этого детальнейшего технико-экономического обоснования и будет принято судьбоносное решение. Возможно ли и, главное, экономически оправдано ли восстанавливать судно, заменив существенную часть его конструкции и оснащения? Или же затраты окажутся настолько астрономическими, что проще «Ашамбу» окончательно списать, признав полную утрату? Ответ на этот вопрос определит будущее не только самого судна, но и многих научных программ.

Главная загвоздка, как часто бывает – деньги. Учреждение, владеющее судном напрямую заявляет: средств в его бюджете на столь дорогостоящий капитальный ремонт или постройку замены нет и не предвидится. Поэтому спасение «Ашамбы» идёт исключительно за счет привлечения внебюджетных источников. Простыми словами, институт активно ищет спонсоров, меценатов или инвесторов, готовых вложиться в сохранение важного для науки объекта.

Именно спонсорские деньги – сейчас единственная надежда на возвращение «Ашамбы» в строй. Если заключение судоремонтников будет оптимистичным и найдется необходимый крупный инвестор или меценат, судно подвергнут комплексному восстановительному ремонту. Его цель – вернуть «Ашамбу» в полную боевую готовность для продолжения исследовательской работы. Возможно, даже с модернизацией.

Если вердикт покажет экономическую нецелесообразность ремонта или же спонсоров найти не удастся – корабль порежут на металл. Такой исход потребует от научного сообщества немедленно начинать поиск адекватной замены. Подобрать существующее, пригодное для науки судно или строить новое – затея не быстрая и тоже очень затратная. Сорванные сроки экспедиций станут неизбежной платой за это ожидание.

Тихо стоит сейчас «Ашамба» на стапелях верфи «Алексино». Ее подняли с морского дна, но истинное спасение – еще впереди. Инженеры считают ущерб, бухгалтеры института просчитывают сметы, а ученые в своих кабинетах напряженно следят за новостями из Новороссийска. В их руках пока нет ни молотков, ни грантов – только волнующее ожидание решения. Решения, от которого зависит, сможет ли яркий корабль науки «Ашамба» снова рассекать морские волны или его поход завершен навсегда.