А вас я попрошу остаться. Россия пересматривает политику возврата соотечественников?
На днях, во время проходившего на YouTube-канале МИД РФ интервью четырём российским радиостанциям — Sputnik, «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и «Комсомольская правда» — глава российской дипломатии Сергей Лавров высказался за то, чтобы этнические русские, родившиеся в странах СНГ, по возможности оставались там, «где прижились».
«Соотечественники, которые хотят вернуться на родину… Здесь такая прелюдия: я, например, считаю, что в наших интересах… Да, конечно, кому-то надо обязательно возвращаться — родители, друзья, семьи, бизнес, работа… Но в наших интересах, в интересах всех стран СНГ – чтобы все граждане новых независимых государств оставались там, где они родились, где они прижились. Конечно, это требует устранения любых форм проявления дискриминации, и в идеале я бы предпочёл, чтобы русские жили спокойно и процветали в Казахстане и во всех других республиках бывшего Советского Союза. Ну, а тем, кто хочет переехать, — конечно, им нужно предоставлять максимальные льготные условия для этого», – заявил министр.
Меня, как того самого этнического русского, которому «не повезло» родиться в одной из республик СССР, на момент развала Союза проживать вне пределов РСФСР и, как следствие, утратив советское гражданство, быть практически насильно втиснутым в прокрустово ложе гражданства нероссийского (в моём случае украинского), весьма заинтересовала эта новая версия политики «мягкой силы» в отношении соотечественников. Хотя бы потому, что я отчётливо помню, что раньше концепция выглядела совершенно иначе. Под лозунгом «русские, возвращайтесь домой» соотечественниками, при любых проблемах и обстоятельствах (речь в основном о росте национализма и русофобии на бытовом, а кое-где и вполне себе на государственном уровне), предлагалось иммигрировать в Россию.
И ради её воплощения указом Президента РФ от 22 июня 2006 года была создана целая «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Программа, которая, пусть и не без огрехов и очевидных недоработок, помогла вернуться домой сотням тысяч русских людей, в том числе и моей семье.
Чтобы не быть голословным, приведу пример одной такой «недоработки». При переезде на новое место жительство для получения РВП (обязательного этапа, необходимого для подачи документов на гражданство РФ) нужно было иметь временную регистрацию. Откуда у человека (семьи), прибывшего из другой страны в некотором смысле в «чистое поле», то есть, в местность, где у него нет ни родственников, ни знакомых, ни друзей, может быть некая жилплощадь, на которой и предлагается временно прописаться, в программе не сообщалось. Решайте проблему как хотите. Вот и приходилось её решать с помощью личного обаяния и некоторой мотивирующей суммы, уплаченной хозяину съёмного жилья. Ну это так, лирическое отступление.
Возвращаясь же к словам Лаврова, которые можно трактовать как «вы, конечно, приезжайте, но лучше не стоит», хочется понять, с чем связаны такие разительные перемены в миграционной политике России. А речь, по факту, именно о ней, ведь за долгие годы своей службы в МИДе Сергей Викторович заслужил репутацию человека, не разбрасывающегося словами и всегда выступающего от имени государства, а не в качестве некоего частного лица со своим особым мнением.
Для начала попытаемся представить зачем это нужно Российской Федерации. На мой взгляд, всё достаточно просто. Русские в странах СНГ – это в хорошем смысле слова «агенты влияния», некая связующая нить между Россией и бывшими союзными республиками. Русские (особенно в среднеазиатских государствах) – это в большинстве своём люди с высшим образованием, очень нужных и уважаемых, хотя и не всегда высокооплачиваемых профессий: учителя, врачи, инженеры, технические специалисты и так далее. Русские – это электорат, который в основной своей массе не забывает о своих корнях и связи с исторической Родиной и потому поддерживает те политические силы, которые выступают за дружеские отношения с РФ.
Ну и, кроме того, русские, в следствие своих культурных традиций, придерживаются довольно консервативных взглядов и не очень одобрительно относятся к нынешним заскокам западной «толерантности» с их ЛГБТ-ценностями, гендерной вакханалией и прочими девиациями, что опять же соответствует нынешней «линии партии» в смысле социокультурной политики России. (Удивительно, но то же самое можно в полной мере отнести и к переехавшим в своё время в ФРГ «русским немцам», которые этнически – немцы, но культурно и ценностно – во многом, русские).
И вот, читая предыдущие абзацы, невольно задаёшься вопросом из старой русской сказки: «зачем я, Буренка, тебя продаю?». Ну, то есть, почему бы этих людей (а их несмотря на значительные волны иммиграции в прошлые годы, всё ещё довольно много) не пригласить домой? Как по мне, «такая корова нужна самому». Особенно с учётом катастрофической (иначе не скажешь) демографической ситуации в России. И даже если учесть, что глава МИД РФ выступил также за то, чтобы создать русским переселенцам из СНГ режим наибольшего благоприятствования, сама идея предложить им никуда не ехать, выглядит весьма странной и неоднозначной.
Согласно официальным российским данным по миграционной статистике, за 2021 год гражданами России стало чуть больше 735 тысяч иностранцев (из них 310 тысяч — жители Донбасса). Это рекордный показатель за последние 12 лет. При этом, по данным Росстата за 28 января 2022 года, в 2021 году численность постоянного населения России снизилась почти на 693 тыс. человек (минус 0,5%) и на 1 января 2022 года составила 145,478 млн человек. Таким образом, за последние четыре года мы потеряли 1,4 миллиона человек. То есть, как видим, даже рекордный годовой прирост мигрантов, покрывает потери лишь слегка.
Кстати, что касается ЛДНР, то за три последних года паспорта РФ там получили более 790 тысяч человек, но, увы, темпы паспортизации постоянно снижаются. Во-многом это связно с ситуацией с ковидом, во многом с нерасторопностью российских миграционных служб в структурах МВД. И даже несмотря на то, что очереди на получение заветного паспорта с двуглавым орлом в Донбассе расписаны на год вперёд, этот человеческий ресурс однажды закончится, по вполне естественным причинам. Рано или поздно «обилеченными» окажутся все. И что потом? Станет ли массовый приём дончан и луганчан в российское подданство последней такой акцией неслыханной щедрости? Ну раз уж отныне «предпочтительнее», чтобы никто не рыпался с насиженных мест.
А ведь рядом находится Украина, где всё ещё постоянно проживают около 25 миллионов человек, из которых желание переехать в Россию при определённых обстоятельствах могло бы появиться у как минимум трети, то есть у 8 миллионов. Эти люди, прошу прощения за некий цинизм, могли бы стать серьёзным подспорьем российской экономике. А на деле, с 2019 количество российских соотечественников среди украинских граждан (без учёта Донбасса), перебравшихся в РФ, неизменно сокращается: в 2019 — более 130 тысяч, в 2020 – 94 тысячи, в 2021 – всего лишь 65 тысяч. Не густо, а если они послушают нашего министра, то будет, видимо, ещё меньше.
При этом, с гражданами, например, Таджикистана (в основном этническими таджиками) ситуация прямо противоположная: в 2019 году гражданство РФ получили 44 тысячи выходцев из этой среднеазиатской республики, в 2020 — 63 тысячи, в 2021 – около 104 тысяч. Примерно такая же картина и по гражданам Киргизии и Узбекистана.
Что ж это за странная политика такая? Получается, таджики, киргизы, узбеки – велкам, русские – «а вас я попрошу остаться». Упаси Боже, я не пытаюсь доказать, что одни лучше других, или как-то хайпануть на довольно болезненной нынче в России теме взаимоотношений с мигрантами. Я просто не могу понять логику таких решений и таких призывов.
Возможно, я не прав и, возможно, Лавров всего лишь имел ввиду важность русской диаспоры в странах СНГ для более прочных взаимоотношений этих государств с Россией. И с этим трудно спорить. Но, как по мне, не менее важно, чтобы русские могли вернуться домой в любой момент по своему желанию, и чтобы Россия, так остро нуждающаяся в трудовых мигрантах, в первую очередь обращала внимание именно на них, а уже потом заполняла демографические пробелы с помощью представителей иных этносов. И многое в этом плане действительно делается, но до значительного упрощения ситуации для желающих переселиться в Россию соотечественников пока ещё, увы, далеко.