Абхазия заговорила о восстановлении железнодорожного сообщения с внешним миром
Второй вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе изменил статус-кво на Кавказе, и одним из результатов стало предстоящее открытие транспортных связей. Не желая оставить Абхазию изолированной, абхазские политики стремятся к открытию давно бездействующей железнодорожной линии, идущей из Сочи в Ереван и Турцию.
Абхазская железная дорога имеет преимущества перед предлагаемым маршрутом из российской республики Дагестан в Турцию через Азербайджан и Армению. Географическая близость Абхазии к Турции играет в пользу Абхазии и Грузии, так как их участки дороги гораздо короче для торговли с Турцией. К тому же, порты Краснодарского края перегружены, поэтому Абхазия может стать новым путем торговли России и Турции.
Вообще, вопрос открытия сквозного сообщения по Абхазской железной дороге на повестке дня остро ставился в разные годы на протяжении последних 20 лет. Но её инициаторами ни разу не были абхазские политики. В 1995 году рабочая группа занималась проблемой разблокирования железной дороги в Абхазии, затем в 2003 году поднимался этот вопрос опять-таки при участии европейских наблюдателей. В последний раз вопрос транзита поднимали в 2010 году. По словам Сергея Шамба — экс премьер-министра, действующего секретаря Совета безопасности Абхазии и председателя партии «Единая Абхазия» — всякий раз обсуждение вопроса заходило в тупик по политическим причинам. Причём препоны ставились не Сухумом, и не Тбилиси. Возникали проблемы, связанные с тем, что «некоторые великие страны» были заинтересованы в том, чтобы «отрезать Россию от Южного Кавказа».
Но вопрос транзита возвращает к проблемам абхазской железнодорожной инфраструктуры. В 2010 году Россия предоставила Абхазии кредит на сумму 2 миллиарда рублей (26,8 миллионов долларов США) на ремонт железной дороги. С тех пор прошло 11 лет. Абхазия до сих пор выплачивает российскому банку задолженность по кредиту. А тем временем железнодорожное полотно снова требует ремонта. И без капитальной реконструкции полотна вряд ли может идти речь о перемещении больших грузов по ржавым рельсам.
Другой потенциальный камень преткновения и, возможно, наиболее трудно преодолимый — заключить соглашение с правительством Грузии. Грузия не пойдёт на контакт с Абхазией в той форме, в которой это представляется жителям Абхазии. За Грузией стоит Запад, США. грузинская сторона не будет ничего делать. Точнее ей не дадут делать что-то, что противоречит интересам Запада.
К тому же, позиция грузинского правительства пока остаётся неясной. Зураб Абашидзе, специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией сообщил, вопрос восстановления железной дороги в последнее время не обсуждался. Он добавил, позиция правительства по-прежнему заключается в том, что этот вопрос может обсуждаться только в рамках «процесса восстановления территориальной целостности Грузии»… Хотя грузинская сторона прекрасно понимает, Абхазия и Грузия всегда будут рядом, и наладить отношения рано или поздно всё равно придётся. И основные шаги должна сделать именно Грузия. Чтобы не растить ещё одно или два поколения во вражде, не обманывать своих детей, в Тбилиси должны в первую очередь прийти к власти большие патриоты грузинского общества. И должны, взяв ответственность на себя, начать говорить правду. А эта правда одна, абхазский народ очень древний, у абхазского народа испокон веков была своя государственность, которую они восстановили. Они должны принести свои извинения (за войну), и в дальнейшем налаживать мирные добрососедские отношения.
Чтобы мирный процесс распространился на весь Кавказ, и стал началом новых взаимоотношений, которые постепенно оставят в прошлом конфликты и вражду, весь периметр Южного Кавказа должен участвовать в общих экономических, торговых, культурных и всяких других взаимосвязанных процессах.