«Тернистый путь» транзита

«Тернистый путь» транзита
Немного истории. Когда-то в ХХ веке, после Великой Отечественной войны большая страна СССР решила построить железнодорожную ветвь через Абхазию, Грузию и далее на Восток. Учитывалась в первую очередь экономическая целесообразность. В те времена было выгодно доставлять адресатам уголь, нефть, руду, лес из закавказских республик дешевым железнодорожным транспортом.

Сегодня после всех известных событий в Закавказье, Абхазия выступила с инициативой возобновить через республику железнодорожное сообщение с Грузией, далее с Арменией, Азербайджаном и не исключено – с Турцией, Ираном и т.д. Надо отметить, такой политический шаг с абхазской стороны можно только приветствовать.

По сути, этот важный вопрос, как инструмент политики, экономики он должен был подниматься еще раньше и часто на правительственных уровнях, на любых встречах, проводимых в Абхазии, России, Женеве. Сейчас такой вопрос тоже не поздний по своему значению. Тем более на уровне депутатов Госдумы РФ проявлена заинтересованность и дана поддержка. Надо продолжать и очень быстро, но тщательно самим как инициаторам разработать проект возрождения железнодорожного транзита через Абхазию.

Транзитное железнодорожное сообщение через Абхазию – это хорошее начало, помимо всего прочего такая дорога принесет пользу во всем, от большого количества рабочих мест до оживления социальной жизни, и естественно, прибыль. Все будет зависеть от того, кто из сторон будет этим заниматься: восстанавливать инфраструктуру всего железнодорожного пути в Абхазии, обеспечивать бесперебойную электроэнергию и дизельное топливо, и конечно, качественную сохранность всего, что будет провозиться через РА. Если будет достигнута договоренность всех сторон, то каждый из них, как и принято в открытом нормальном бизнесе, поимеет свой доход от транзита.

С данным проектом по Абхазской железной дороге должны ознакомиться главный партнер – Россия и заинтересованные страны – Грузия, Армения, Азербайджан. Если проект осуществится, то подтянутся остальной Восток и Турция.

По сути, необходимо провести международную конференцию со странами, заинтересованными в таком проекте. Уже на первой встрече всех сторон сразу будет ясно, как реализуется большое железнодорожное дело. По крайней мере, кто заинтересован в транзите, и существуют ли серьезные, взаимовыгодные компромиссы в большой политике. Было бы очень хорошо подготовку к такой конференции взять под контроль самой республике, и обязательно привлечь при этом нашего стратегического партнера. У него на мир более сильное влияние, плюс опыт.
К сожалению, проблема носит так же «территориальный» характер. Грузия всегда в этом вопросе не желала допускать Республику Абхазия как самостоятельную единицу и как равноправную сторону. Она остается на своем вымышленном восприятии об Абхазии, как своей «исконной» территории. И в этом находит понимание своих западных друзей, которые, несомненно, из-за кулис будут руководить вопросами транзита через РА.

Но Абхазию это не пугает, и в данный момент республика как суверенная страна, делает смелый шаг. Осталось четко просчитать результаты задуманного. От этого зависит престиж государства, способность участвовать в глобальных мировых проектах, и для РА это тоже немаловажный фактор.