Что день грядущий нам готовит

Что день грядущий нам готовит

Материал рубрики «Мнение профессионалов»

Существует убеждение, что понедельник – день тяжелый. Однако понедельник 18 апреля в значительной мере опроверг такое утверждение. Помимо действий, последовательно предпринимаемых в рамках специальной операции на Украине, два заметных события произошли в этот день в сфере экономической политики, которая продолжает развиваться и совершенствоваться в условиях экономической войны, развязанной «коллективным Западом» против России.

Именно 18 апреля было проведено совещание по ключевым экономическим вопросам, в ходе которого затрагивались темы межбанковских платежных систем, цены на социально значимые продукты питания, стабилизация внутреннего финансового рынка, посевная кампания, поддержка строительного комплекса, а также ситуация с импортозамещением.

В рамках оценки текущей ситуации была отмечена стабилизации экономики, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, которое объективно привело к затруднениям в работе отечественного бизнеса в результате нарушений логистики экспортных и импортных поставок, возникновения нарушений и препятствий в проведении расчётов.

В наибольшей мере указанная тенденция проявилась на потребительском рынке в результате предпринятых мер по преодолению ажиотажных закупок отдельных товаров и общей стабилизации потребительского спроса.

При этом было отмечена правильность принятого решения не использовать ручное регулирование рынка, а предоставить свободу частному бизнесу.

Таким образом, в ходе совещания по многим направлениям была дана оценка текущей ситуации и мерам по поддержке экономики.

Однако, возникает ряд вопросов.

Первый из них связан с преодолением кризиса, возникшего на потребительском рынке. В ходе выступления 13 апреля вице-премьера А. Белоусова в рамках парламентского часа в Совете Федерации было отмечено следующее.

«Для того чтобы сбить волну ажиотажного спроса, мы в ручном, ежедневном режиме работали с торговыми сетями и производителями, помогая обеспечить бесперебойную поставку товаров в товаропроводящую сеть. С помощью ФАС организовали работу по выявлению и пресечению спекулятивных действий на рынке, привлекая при необходимости силовые структуры».

Таким образом, четко сформулированы, как и по многим другим направлениям, конкретные действия, предпринятые в рамках системы государственного регулирования экономики в кризисных условиях.

Возникает и другой вопрос — о степени достигнутой на данном этапе стабилизации экономики. В ходе своего выступления А. Белоусов охарактеризовал просадку экономики вследствие логистических ограничений, с одной стороны, и недостатка ликвидности – с другой, рассматривая этот процесс как один из главных рисков на данном этапе.

В подтверждение того, что эта просадка уже началась, были приведены данные опросов руководителей системообразующих предприятий, согласно которым «в промышленности и торговле снижение объёмов производства составило порядка 11%, в других секторах – 9–10%».

Кроме того, 7 апреля глава Правительства сказал, что экономике понадобится, по меньшей мере, полгода на восстановление и перестройку после санкций. В Минэкономразвития спустя четыре дня заявили, что российская экономика может восстановиться до показателей конца 2021-го через год. Так что сроки ожидаемой стабилизации различаются.

Другим событием, которым был отмечен понедельник 18 марта, было выступление главы ЦБ, также посвященное текущим процессам в экономике. В контексте вопроса о стабилизации экономики регулятор еще в марте представил первый макроэкономический прогноз с момента нового расширения санкций против России. В рамках этого прогноза, по мнению экономистов, участвовавших в опросе ЦБ, ВВП вместо ожидавшегося в начале февраля роста на 2,4% в этом году снизится на 8%.

Оценивая в целом текущую ситуацию, руководительница ЦБ, высказала мнение, что «российская экономика сможет какое-то время существовать благодаря запасам, но они конечны» и что «уже во втором — начале третьего квартала мы войдем в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса». При этом «основные проблемы будут связаны не столько с санкциями по отношению к финансовым институтам, сколько с ограничениями на логистику внешней торговли, импорт и в будущем с возможными ограничениями на экспорт».

Следует отметить, что задача структурной перестройки экономики ставится уже не один год. Так, что не исключено, что мнение ЦБ больше отражает желаемое в противовес действительному. Во всяком случае, в целях стимулирования реальной структурной перестройки экономики давно назрело, в частности, внесение существенных изменений в проводимую денежно-кредитную политику. Но об этом в очередной раз ничего не упоминается.

В тоже время в качестве позитива было отмечено, в частности, что «несмотря на последствия пандемии и санкции, банковская система РФ «крепко стоит на ногах» и способна выдерживать серьезные удары, пусть запас прочности и распределен неравномерно. К началу года запас капиталов банков составил 7 трлн. рублей (более половины от общего объема капитала) — этого достаточно, по мнению ЦБ, чтобы покрыть в моменте до 10% потерь по кредитам (в 2-3 раза выше годовых потерь в прошлые кризисы).

При этом остается без ответа один из важнейших вопросов, каким образом даже сниженная ЦБ до уровня 17% ключевая ставка соответствует одному из ключевых направлений работы Правительства по обеспечению устойчивости экономики — поддержке предприятий реального сектора. Ведь как уже отмечалось, недостаток ликвидности является одной из основных причин начавшейся просадки экономики.

Конкретным ответом на данный вопрос служат действия Правительства в этих условиях. Так, согласно опять же информации А. Белоусова, стартовал целый ряд кредитных программ с субсидируемыми ставками. Это программа кредитования оборотных средств системообразующих предприятий промышленности и торговли по ставке до 11%. Объём кредитного портфеля составит 1,3 трлн. рублей.

Сегодня банками уже одобрено предоставление кредитов на 827 млрд. рублей, заключено договоров почти на 200 млрд. рублей. Аналогичная программа запущена для системообразующих организаций в сельском хозяйстве – с объёмом кредитного портфеля до 300 млрд. рублей. Банками уже одобрена выдача кредитов на 150 млрд. рублей.

Таким образом, очевидно, что определенная несогласованность действий в рамках целевого государственного регулирования и денежно-кредитной политики все еще сохраняется. В результате банковская система «крепко стоит на ногах», а в других сферах наблюдается «просадка». Поэтому делать сейчас вывод о стабилизации в экономике необходимо с определенной степенью осторожности.

В целом в текущих условиях такая несогласованность действий, как и различия в их трактовках отдельными источниками информации, представляют собой недопустимую роскошь.

Поэтому в целях мобилизации сознания и мотивационной обоснованности действий органов государственного управления символы «Z» и «V» необходимо наносить не только на военную технику, но и на решения, принимаемые в целях противодействия экономической войне, развязанной против нашей страны.