Деофшоризация Российской экономики продолжается

Деофшоризация Российской экономики продолжается

Проблема бесконтрольного вывода капиталов за рубеж стоит перед экономикой России начиная с самого существования современной рыночной системы нашей страны с начала 1990-х годов, когда крупный капитал очень быстро, почти мгновенно научился у своих западных собратьев скрывать прибыль и уклоняться от уплаты налогов путем регистрации бизнеса в офшорных юрисдикциях.

Либеральная власть России тех времен не только не препятствовала им в этом, но и всячески помогала, в том числе путем заключения с государствами-офшорами соглашений об избежании двойного налогообложения (далее СИДН).

Схема вывода прибыли за рубеж достаточна проста для понимания. Юридическое лицо, имеющее бизнес в России и чаще всего принадлежащее российским гражданам, регистрируется в офшорной юрисдикции, после чего выплачивает полученные дивиденты от прибыли на счета своей компании в государстве-офшоре, которое либо не берет с них никаких налогов от слова совсем, либо берет их на минимальном уровне, при этом вышеуказанная прибыль получена на территории государства Российского, не облагающего достаточными налогами нерезидентов по причине заключенных с государством-офшором вышеуказанных соглашений (СИДН).

Особенно остро необходимость устранить вышеуказанную несправедливость, когда компании, получающие на территории России многомиллиардные прибыли, платят минимальные налоги, государство почувствовало после 2012 года, когда рост экономики России стал резко замедляться.

Именно тогда, по инициативе нашего Президента – Владимира Путина в законодательстве России появились юридические понятия «бенефициаров» (выгодоприобретателей) и контролируемых иностранных компаний (КИК), которые теперь обязаны раскрывать своих истинных владельцев и платить налоги на территории России.

Как показали дальнейшие события, Президент Владимир Путин в период 2013-2019 г.г. стал чуть ли не единственным политиком, который занимался серьезно проблемой вывода прибыли в офшоры в высших эшелонах власти, подавляющим большинством в которых в тот период были политики либерального толка. Именно по его воле в вышеуказанный период времени была объявлена налоговая амнистия, принят закон, запрещающий гос. закупки у компаний, зарегистрированных в офшорах, введен запрет на владение иностранными счетами и недвижимостью для гос. чиновников, появились «русские офшоры» на островах «Русский» и «Октябрьский».

В 2020 году, с приходом к власти правительства Михаила Мишустина, где блок государственников возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов, шаги государства по борьбе с офшорами продолжились в практической плоскости и перешли на международный уровень.

Так, по предложению правительства Мишустина-Белоусова дивиденты от полученной на территории нашей страны прибыли, переводимые, в том числе в офшоры, теперь облагаются по ставке 15% (ранее ставка для офшорных юрисдикций в среднем составляла 0-5%), при этом, чтобы реализовать указанные меры, правительству Президентом было получено пересмотреть СИДН с государствами – офшорами.

Например, по подсчетам министерства финансов России, пересмотр СИДН с офшорными юрисдикциями Кипра и Нидерландов могли бы давать российскому бюджету до 250 млрд. рублей дополнительных доходов ежегодно.

Переговоры с Кипром, Мальтой и Люксембургом по пересмотру условий СИДН прошли успешно, соглашения перезаключены и теперь ставка налога на дивиденты, переводимые в эти государства с территории России, составляет 15%.

Нидерланды оказались более упрямыми и всю вторую половину 2020 года отказывались от пересмотра СИДН на российских условиях. В отличие от вышеуказанных Кипра, Мальты и Люксембурга, которые отношения с нашей страной строят на прагматичной основе взаимовыгодного сотрудничества, Нидерланды являются принципиальным противником нашего государства, при этом большую роль в отношениях с нами отводят идеологии «атлантического солидаризма» и другим «клише», распространенным на западе.

Официальная версия отказа Нидерландов от пересмотра СИДН с Россией – это забота о голландских предпринимателях, которые, якобы, много инвестируют в нашу экономику и могут пострадать от замены условий соглашения. Указанная версия не выдерживает критики, так как фактически за ширмой компаний-инвесторов из Нидерландов, как правило, скрываются компании из США и западных других стран, которые и лоббируют вышеуказанное упрямство правительства Нидерландов в переговорах по пересмотру СИДН.

В отличие от правительства Нидерландов, в правительстве Мишустина-Белоусова осталось крайне мало лоббистов тех самых американо-голландских инвесторов в российскую экономику, поэтому в Государственную Думу России правительством уже внесен законопроект о денонсации СИДН с Нидерландами. То, что этот закон будет принят, не вызывает сомнений, так как он пользуется поддержкой Владимира Путина, при этом у Нидерландов еще остается шанс согласиться на наши условия и внести изменения в действующий СИДН.

Таким образом, планомерная поступь российской экономики по деофшоризации продолжается.

В дальнейшем на очереди, как пояснили в министерстве финансов России, возможные переговоры по пересмотру СИДН с Швейцарией, а там, глядишь, и до Панамы доберемся.