Госплан и макрорегион: Пять приоритетов Мишустина
Глава правительства Михаил Мишустин посетил на днях Казахстан, где выступил на форуме Digital Almaty-2024. В ходе своей речи премьер-министр назвал пять приоритетов, которым руководствуется его кабмин. Обозначенные тезисы показывают, что Мишустин понимает не только текущую ситуацию, но и имеет четкое представление, какой должна быть наша страна в обозримой перспективе.
Итак, разберем каждый из тезисов
Первое направление госполитики — локализация производств. Только следуя ему правительства сегодня могут гарантировать гражданам и бизнесу доступность товаров, сырья и технологий
Данный приоритет в корне отличается от подхода, проповедуемого либералами, которые мыслят категорией «мирового разделения труда». По их мнению, каждая страна должна производить только то, что у нее хорошо получается и что вписывается в «рынок». Применительно к России это означает, что наша страна должна заниматься в основном лишь добычей и экспортом природных ресурсов. Еще 30 лет назад Егор Гайдар вывел знаменитую с негативной точки зрения формулу: «Продадим нефть — купим все остальное».
И, действительно, если посмотреть сугубо цифры статистики, то экспорта нефтегаза и прочих полезных ископаемых нам с лихвой хватает, чтобы обеспечивать импорт в необходимом объеме. Однако очевидно, что подобное — тупик. Россия имеет возможность разрабатывать и производить широкую номенклатуру товаров, в том числе, высокотехнологичных. И правительство проводит сейчас соответствующую работу, занимаясь ускоренным развитием множества отраслей, начиная от судостроения, заканчивая радиоэлектроникой.
Второй тренд — обеспечение надежности цепочки поставок и соответствующей логистики. «Одновременно с локализацией производств просто необходимо формировать условия для запуска проектов промышленной кооперации с дружественными странами»
Промышленная кооперация с дружественными странами означает создание макрорегиона. Его прообраз уже имеется — это ЕАЭС. Будущая система мироустройства — это система макрорегионов. Здесь Россия имеет уникальное преимущество перед другими, поскольку нулевой этап (создание ЕАЭС) уже пройден.
Однако геоэкономических ресурсов одного ЕАЭС мало, поэтому Москва проводит активную политику на Ближнем Востоке. К нашему макрорегиону могут присоединиться Иран, Сирия, с меньшей вероятностью (в зависимости от развития событий) — Турция и Египет. Потенциально — Венесуэла и Куба. Здесь необходимо понимать, что макрорегион — не географическое, а геополитическое и геоэкономическое понятие. Страны в него входящие могут находиться далеко друг от друга. Главное — взаимосвязанность их экономик и политики. Например, в китайский макрорегион будет входить Саудовская Аравия, а в южноамериканский (бразильский) — ЮАР.
Третье — построение альтернативных расчетных институтов в международной финансовой системе. Действующие институты не учитывают интересы всех участников.
Данный приоритет является развитием второго. Помимо кооперационных связей макрорегион должен обладать собственными финансовыми институтами, которые обеспечивают не только бесперебойное проведение транзакций, но и, что важнее, обеспечивают развитие достаточным количеством финансовых ресурсов. С этой точки зрения макрорегион должен иметь основную валюту (рубль, юань, рупия, доллар и т.д.), а также наднациональные институты развития, финансирующие приоритетные проекты. Если говорить о российском макрорегионе, то рубль, несмотря на все проблемы, связанные с его стабильностью, становится такой валютой для ЕАЭС. Порядка 80% взаимной торговли экономического союза проходит в рублевом эквиваленте. Причем все больше между третьими странами (напр., между Белоруссией и Казахстаном).
Четвертое — неразрывная связь технологического прогресса с развитием цифровизации. Для совершенствования технологий необходимо внедрение платформенных решений, усиление киберзащиты, распространения генеративного искусственного интеллекта и других инноваций
Здесь Михаил Мишустин обозначил необходимость заниматься не только развитием высокотехнологичных отраслей настоящего, но и смотреть в будущее, создавая необходимую базу. Например, искусственный интеллект — технология шестого технологического уклада. В настоящий момент его широкое применение во всех отраслях экономики пока что не дает должного эффекта и для многих предприятий высокозатратно (хотя есть те, которые его успешно освоили и получают результат). Однако уже к 2030 году искусственный интеллект будет давать эффект, сравнимый с автомобилизацией в первой четверти XX века. Подобные технологии (начиная от квантовых, заканчивая биотехом) в правительстве называют «сквозными» и работа по ним вынесена в отдельное направление.
Пятая тенденция — построение интегрированных систем госуправления. Они являются «стратегическим ресурсом» при выработке властями самых важных решений социально-экономического развития
«Интегрированные системы госуправления» — по сути дела государственное (стратегическое) планирование. Отличием от советской практики XX века является то, что благодаря цифровым решениям его применение становится более эффективным, так как цифровые технологии (искусственный интеллект?) сами проводят соответствующие расчеты, предлагая лучшие решения для достижения поставленных целей.
Советский госплан был передовой практикой. Однако по мере усложнения экономики столкнулся с невозможностью эффективно проводить соответствующие расчеты в ручном режиме. Как известно, были попытки наладить работу с помощью ЭВМ, но их мощностей на тот момент не хватало. Поэтому госплан со временем деградировал и из передовой практики превратился в хлестаковщину, которой занимались просто потому, что надо было заниматься.
Мишустин, имея соответствующий опыт работы в ФНС, переносит передовые практики на работу уже всего правительства.
Обозначенные премьер-министром приоритеты показывают полное владение ситуацией. И, что самое главное, это не просто слова, а практические действия, которыми руководствуется Белый дом. Результат, как видим, имеется. И в конце отмечу, что сомнений в переназначении Мишустина в мае 2024 года нет. С работой глава правительства полностью справляется.