Националисты уходят в катакомбы. Удастся ли превратить Одессу в укрепрайон по типу «Азовстали»

Националисты уходят в катакомбы. Удастся ли превратить Одессу в укрепрайон по типу «Азовстали»
Власти Украины ожидают наступления на Николаев и Одессу, в связи с чем задумались о повторении мариупольского сценария с созданием укрепрайонов наподобие «Азовстали». Однако это может и не получиться

По указанию губернатора Максима Марченко местные предприятия уже начали вскрывать опечатанные входы в катакомбы под контролем представителей военной администрации. До конца мая собираются выбрать удобное местоположение в подземельях одного из предприятий, создав там достаточные запасы еды и воды — чтобы там смогла засесть группировка из полутора-двух тысяч бойцов.

По сведениям украинских телеграм-каналов, местная элита — против такого развития событий, но она уже ничего не решает, поскольку в городе действуют заезжие силовики.

Краткая история катакомб

В Одесской военной администрации ссылаются на опыт Великой Отечественной войны, когда румынские оккупационные власти долго охотились за партизанами-подпольщиками.

Одесская сеть катакомб является одной из крупнейших в мире — общая протяжённость ходов с бесчисленными боковыми ответвлениями оценивается в 2 500 километров. Считается, что появились эти подземелья под городом из-за разработок полезных ископаемых и выработки строительных горных пород, используемых в строительстве городских зданий, в частности камня-ракушняка.

В XIX-м и в начале XX-го века катакомбами пользовались криминальные элементы — контрабандисты, налётчики и скупщики краденого. С началом Великой Отечественной войны власти устроили под землёй так называемые «катакомбоубежища», где горожане спасались от бомбардировок. После оставления города там активно действовало организованное подполье, которое отметилось рядом громких диверсионных акций.

Осознав, какую угрозу для них представляют подземелья Одессы, румынские оккупационные пытались запечатать основные выходы в туннели, а также периодически заполняли шахты ядовитым газом. Часть подпольщиков во главе со знаменитым чекистом Молодцовым-Бадаевым удалось поймать в феврале 1942 года благодаря засланному в отряд провокатору.

Когда стало ясно, что зачистить катакомбы без потерь невозможно, румынские солдаты попросту засыпали входы и выходы из подземелья. Лабиринты, в которых действовал даже военный госпиталь, стали для антифашистов смертельной ловушкой. Входы и выходы заблокировали в октябре 1941-го, а в мае 1942-го у партизан закончились продовольствие и вода. Лишь немногие смогли выбраться из подземелья.

Позже активная партизанская деятельность происходила по мере приближения фронта к городу и с переменным успехом: как в самой Одессе, так и в ее предместьях в 1944 году действовали еще несколько партизанских отрядов.

Где в Одессе могут попытаться оборудовать аналог «Азовстали»?

Есть сведения, что в качестве ключевых потенциальных мест для организации убежищ наподобие «Азостали» рассматривают заводы «Краян», «Стальканат» и подземелья местного порта.

Стоит отметить, что бывший завод «Краян» уже давно представляет собой настоящие руины, но на его территории имеется несколько бомбоубежищ. Там. где раньше стоял завод, предполагалось построить жилой микрорайон.

В порту также есть бомбоубежища, а на Приморском бульваре — входы в катакомбы. В них под соседним бульваром Жванецкого в 2021 году нашли скелет мужчины, пропавшего в 2015 году. Также потенциально могут использовать подземелья под Одесским городским советом — там существует целая сеть тоннелей, закладывавшихся под потенциальное строительство метро. Такой проект существовал в советские времена, но реализован он был из-за распада СССР.

Хотя знающие люди говорили, что именно под местом, где заседают городские депутаты, было всё готово для создания первых пробных станций.

Вообще же по побережью от Ланжерона, вдоль Фонтана, проходят несколько не связанных между собой подземных тоннелей. Построены они были в 70-е киевским «Метростроем» согласно всем стандартам безопасности, но гораздо уже стандартного тоннеля метро. По этим тоннелям двигались электровозы с вагонетками для грузов и рабочих, которые следили за техсостоянием тоннелей.

В 90-е годы оборудование было продано на металлолом, а ходы оказались заброшены и постепенно затапливались. Зачастую их использовали для сбора подземных вод с кромки прибрежных склонов — в нескольких местах эта вода «сливается» в море.

Сейчас же губернатор-айдаровец Марченко вдохновился примером Мариуполя, но «Азосталь» и одесские подземелья сравнивать невозможно. На предприятии, где оборонялся «Азов» и остатки мариупольского гарнизона ВСУ, фактически был оборудован целый подземный город с бункерами, которые могли выдержать попадание ядерной бомбы. И даже при этом, оставшись без боеприпасов, воды и продовольствия, украинские военные капитулировали.

Подобной инфраструктурой Одесса похвастаться не может. Возможность сопротивляться в подземельях «Краяна», порта или «Стальканата» при должной подготовке и правильной тактике штурмовых отрядов исчерпается гораздо быстрее, чем в «Азовстали». Значительная подверженность подтоплению также станет огромной проблемой — ведь если можно затопить одну часть подземелья, вероятно, несложно затопить и другую.

Находиться в катакомбах долгое безвылазно для человека проблематично ввиду тяжелого и сырого воздуха.

Что же касается партизанского движения, то ВСУ и националисты могут устроить где-нибудь в подземельях схроны с оружием. Но если в Великую Отечественную войну советское подполье пользовалось безусловной лояльностью большей части населения, то сейчас националистическое подполье местные поддерживать не будут. За последние годы киевский режим надоел людям и держится исключительно на страхе и репрессиях.
источник