Особенности национальной экономической политики в современных условиях

Особенности национальной экономической политики в современных условиях

Завершается год, второй год с момента, когда экономика начала функционировать в условиях ограничений и угроз, которые возникли в результате пандемии коронвируса. Сложившаяся ситуация во многом принципиально изменила требования к экономической политике, усилив роль и ответственность государства за своевременное преодоление возникающих проблем. В значительной мере это связано также с теми изменениями, которые произошли и происходят в мировой экономике в условиях волнообразного усиления пандемии и ее последствий, а также возникшего в текущем году энергетического кризиса.

Основным результатом принятого комплекса антикризисных мер стало ускорение в первой половине года темпов роста экономики после значительного спада в предыдущем году. Однако во второй половине года ситуация существенно изменилась. Сформировалась тенденция замедления темпов роста во многих отраслях и сферах экономики. Проблема заключается не только в том, что эффект низкой базы прошлого года исчерпал себя. Возникает вопрос, в какой мере предпринимаемые меры регулирования экономики отвечают тем целям, которые требовалось достичь в рамках ранее утвержденного плана ее восстановления.

В рамках экспертного сообщества оценки текущей экономической политики различаются. По мнению ряда экспертов, основной проблемой является несогласованность ее отдельных элементов. В этом случае встает вопрос о компетентности и уровне организации работы по достижению намеченных целей. Хуже, если делается вывод не просто о несогласованности, а о разнонаправленности отдельных направлений экономической политики. Это означает, что в большей степени имеет место осознанность и продуманность целей и результатов осуществляемых действий. Представляется, что с середины текущего года превалирует именно такой вариант.

По сути, к данному моменту стало очевидно, что сформировались три основных направления в реализации экономической политики.

Первое направление связано с объективно возрастающим в текущих условиях значением стратегического планирования. Цели и организация работы в данном направлении подробно изложены в Федеральном законе от 28.06.14 г. № 172-ФЗ, а также подписанном 8 ноября текущего года Указе Президента РФ, которым утверждены основы государственной политики в сфере стратегического планирования.

Анализ уже принятых решений вряд ли имеет смысл. Однако на два момента все же стоит обратить внимание. Необходимость через 7 лет выпустить по данному вопросу другой основополагающий документ связана, как отмечается в Указе, с тем, что система стратегического планирования нуждается в совершенствовании. Иными словами, за достаточно длительный период времени не удалось в полном объеме осуществить на практике то, что было в подробной форме намечено в Федеральном законе. Этим во многом и определяются те проблемы, которые сегодня заметно снижают эффективность мер по восстановлению экономики.

Существенным является и второй момент, также обращающий на себя внимание. В Федеральном законе упомянуто участие в стратегическом планировании и центрального банка, который действует строго в рамках функций, определенных действующим законодательством. При этом отсутствует какая-либо конкретизация процесса деятельности ЦБ с механизмом осуществления конкретных действий в сфере стратегического планирования. Результат, как показывает текущая практика, ожидаемый.

Кроме того Федеральным законом была предусмотрена координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики. При этом дважды (в статьях 25 и 34) было отмечено, что бюджетный прогноз на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Однако возникшие сбои в координации процесса стратегического планирования с бюджетным процессом потребовало внесения в Указ положения о формировании механизмов координации стратегического управления и мер бюджетной политики. При этом механизм координации стратегического управления и денежно-кредитной политики даже не упомянут.

Все это имеет принципиальное значение, так как затрагивает одну из ключевых проблем, от решения которой во многом зависит эффективность второго направления текущей экономической политики.

Речь идет об утвержденных национальных проектах, новом списке из 42 инициатив развития до 2030 года, проектах развития индустриализации, промышленности, стимулирования инвестиций, а также целевых отраслевых и региональных программах развития. При этом ключевым элементом данного направления экономической политики является реализация антикризисных мер. В совокупности действий в этом направлении и позволило обеспечить развитие экономики в текущем году, хотя по ряду параметров он оказался более сложным, чем предыдущий год. Однако главное, что не удалось сделать, и это становится все более очевидным, так это достичь целей третьего этапа плана восстановления экономики, а именно — обеспечить устойчивое ускорение темпов ее развития.

Во многом причина существенного замедления темпов роста экономики лежит в третьем направлении текущей экономической политики – в сфере бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Именно здесь и сформировалась основа, отмеченной многими экспертами, разнонаправленности экономической политики. Проблема не новая, но ее негативные последствия наиболее наглядно проявились именно в текущем году.

Бюджетная и денежно-кредитная политика, ее негативные последствия для процесса восстановления экономики уже неоднократно обсуждались, в том числе и на канале Двинского. К ранее сказанному трудно что-либо добавить, так как практически каких-либо существенных изменений не происходит.

Так, глава ЦБ, выступая недавно на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам, по сути, сформулировала основную цель реально предпринимаемых сегодня действий в сфере бюджетной и денежно-кредитной политики – «нельзя накачивать экономику деньгами». В качестве обоснования такой позиции, которая уже неоднократно ранее озвучивалась ЦБ, были даже использованы познания специфики легкой атлетики. В частности отмечалось, что ускорение развития экономики — «это как зашкаливающий пульс у бегуна, за ней потеря темпов роста — одышка, а потом сердечный приступ — экономический кризис».

Правда в этом утверждении не упоминается, когда проявляются такие симптомы — при забеге на короткие или длинные дистанции. С позиции денежно-кредитной политики это имеет принципиальное значение. Кроме того хорошо известно, что спортсмена, что бы он мог должным образом двигаться, необходимо регулярно кормить.

Основная проблема в том, что на данном этапе сохраняется приоритетная ориентация действий Минфина на накопление увеличивающихся доходов бюджета взамен наращивания вложений средств на цели ускорения развития экономики. Кроме того, жесткость денежно-кредитной политики, несмотря на отсутствие результатов такой формы борьбы с инфляцией, только усиливается и будет усиливаться, о чем свидетельствуют последние заявления главы ЦБ.

В результате осуществляемые совокупные действия в рамках этого направления экономической политики и предопределяют в значительной степени итоги текущего года, которые не позволяют сформировать в полном объеме потенциал, необходимый для ускорения развития экономики в следующем году.