Перевод белорусского калия на Усть-Лугу обанкротит порт Клайпеды

Перевод белорусского калия на Усть-Лугу обанкротит порт Клайпеды

Драконовские санкции ЕС вынудят белорусскую экономику замкнуться на российский рынок, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.

Минск перестраивает экономику на РФ

Один из владельцев терминала Biriu kroviniu terminalas в порте Клайпеды – специализируется на перевалке белорусских удобрений, Игорь Удовицкий заявил, что европейские санкции против Белоруссии приведут не только к переводу транзита с Литвы на Усть-Лугу, но и к слиянию «Беларуськалия» с ведущей российской компанией «Уралкалий».

Если такое произойдет, то консорциум займет 40% мирового рынка калийных удобрений.

Перевод поставок белорусских калийных удобрений в Ленинградскую область увеличит транспортное плечо и затраты на логистику – примерно на 20-30 долларов с тонны, но потери компенсирует рост стоимости продукции на спотовых рынках – на 150-200 долларов.

ЕС анонсировал жесткие секторальные санкции против Белоруссии, подразумевающие запрет на экспорт и транзит многих белорусских товаров. В списке присутствуют нефтепродукты и калийные удобрения – основа белорусского экспорта.

Опасения Удовицкого понятны – запрет ЕС на перевалку калийных удобрений из Белоруссии означает банкротство Клайпедского порта. Перевод белорусских нефтепродуктов на Усть-Лугу литовцы переживут, но потеря калия – это полная потеря рентабельности.

Перевод белорусского калия на Усть-Лугу обанкротит порт Клайпеды

Нефтепродукты и калийные удобрения – ходовой товар, белорусские компании в любом случае найдут потребителя на мировом или российском рынках, но в данной истории главным является введение европейских ограничений как таковых.

Жесткий вариант санкций ЕС против Белоруссии означает изоляцию страны и ее полную ориентацию на российский рынок. Если ранее на РФ уходила 50% белорусского внешнеторгового оборота, то теперь этот показатель дойдет до 85-90%.

Фактически Белоруссия и ее производители интегрируются в экономику РФ без соответствующих соглашений на высшем уровне.

«Не так давно – в горизонте пяти лет, ЕС постоянно приглашал Белоруссию в различные экономические ассоциации и союзы, вел активную политику по развитию торгово-экономических связей», — констатирует Грибов.

Евросоюз длительное время позиционировал Белоруссию как важного партнера, но после белорусских президентских выборов августа 2020 года переменил линию и стал на дорогу санкционных и изоляционных процессов.

Перевод белорусского калия на Усть-Лугу обанкротит порт Клайпеды

«После посадки лайнера Ryanair в Минске произошли кардинальные изменения в европейской стратегии, но это демонстрирует не только политический контекст, но и реальную ценность Белоруссии для ЕС», — резюмирует Грибов.

Для Белоруссии это станет огромной проблемой – один трудности «Белавиа» чего стоят. Белорусскому авиаперевозчику придется закрыться из-за отсутствия рынка, Минск не сможет пристроить свои 31 самолет на маршрутах РФ и ЕАЭС.

Белорусские проблемы ударят по РФ

«В случае серьезных экономических проблем в Белоруссии единственным источником помощи является РФ и в отдаленной перспективе – Китай. Очевидно, что белорусские трудности косвенно ударят и по России», — заключает Грибов.

Полная изоляция Белоруссии со стороны ЕС сделает белорусскую экономику частью народного хозяйства РФ: это было и ранее, но в меньших масштабах. РФ и так постоянно косвенно и напрямую дотирует Белоруссию, а теперь Минск лишается главных источников валютных доходов – экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов.

Дыры в белорусском бюджете продолжат расти, закрыть их можно будет только с помощью РФ, белорусские предприятия будут вынуждены создать концерны с российскими партнерами, и это будет скреплено двухсторонними соглашениями.

Перевод белорусского калия на Усть-Лугу обанкротит порт Клайпеды

«В Белоруссии появится много компаний, неспособных себя содержать, но необходимых национальной экономике. Это проблема с экспортом нефтепродуктов и калийных удобрений – их придется маскировать под российский экспорт. Прекратится сотрудничество компаний из Белоруссии с европейскими партнерами – существовала же такая структура как МАЗ – MAN», — констатирует Грибов.

Совместные предприятия с европейцами не были особенно успешными, но они существовали в Белоруссии, а теперь им приходит конец.

«Белоруссия полностью замкнется на российский рынок. Можно вспомнить китайские компании, работающие в Белоруссии с прицелом на РФ, это автомобильный завод Geely и технопарк «Великий камень», — резюмирует Грибов.

ЕС от Белоруссии не отстанет

Есть большие сомнения в адекватности такой линии для ЕС – это закрывает для Брюсселя любую дорогу в Минск, но политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что европейцы от этой линии не откажутся и продолжат давить на режим Александра Лукашенко.

«Европейцы готовы идти дальше, но по очереди. Наши партнеры всегда действуют одинаково – принимают определенное решение и смотрят на реакцию, и на ее основании осуществляют дальнейшие действия», — констатирует Брутер.

Перевод белорусского калия на Усть-Лугу обанкротит порт Клайпеды

Процесс продолжится до того, пока европейцы не почувствуют, что усиление такой линии представляет для них опасность.

«Предела по давлению на Белоруссию нет – европейцы такого слова не знают. Они продолжат давление до того, пока Россия на все это адекватно не ответит, либо до смещения Лукашенко», — заключает Брутер.