Правовой казус: Дискриминация народов России

Правовой казус. Дискриминация народов России

Наше законодательство до сих пор содержит много изъянов 90-х годов, которые так и не были исправлены. Некоторые из них приводят к прямой дискриминации всех народов России. Одним из подобных случаев являются условия договора о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном.

Соответствующий документ был принят еще 7 сентября 1995 года. Возможно, тогда действительно имелась подобная необходимость, так как русских беженцев из Таджикистана имелось большое количество (оценки сходятся на 300 тыс человек), а некоторые положения договора существенно упрощали ряд правовых моментов. Однако поток наших соотечественников из Таджикистана в скором времени иссяк, и договор по большей части стал работать только в одну сторону — второе гражданство теперь получают преимущественно таджики.

Такие граждане имеют право на российские социальные гарантии и выплаты (начиная от пенсии, заканчивая материнским капиталом), получают возможность не служить в армии и, естественно, дети также становятся гражданами России. Однако здесь возникает вопрос. Почему коренные народы нашей страны, которые с рождения являются гражданами России имеют воинскую обязанность, а лица, приобретающие наше гражданство, нет? Исключение составляют разве что малочисленные коренные народы Севера. Однако по отношению ко всем остальным это в чистом виде дискриминация.

Разумеется, граждане Таджикистана прекрасно знают о соответствующих правовых положениях и прекрасно научились ими пользоваться. Именно этим объясняется, что 2/3 от общего количества получаемых паспортов выдается таджикам. Последняя статистика по выдаче гражданства выходцам из Средней Азии и Закавказья — данные за первое полугодие 2023 года:

  • Таджикистан — 86 964 (+17,2% к аналогичному периоду прошлого года)
  • Армения — 17 921
  • Киргизия — 10 506
  • Узбекистан — 9 340
  • Азербайджан — 7 457

Особо здесь следует обратить внимание на разрыв между Таджикистаном и занимающей второе место Арменией. Он колоссальный, не говоря уже о Киргизии или Узбекистане. Получается, что за год российское гражданство получают под 200 тыс таджиков и цифра из года в год увеличивается. Для сравнения — население Великого Новгорода составляет 223 тыс человек.

Есть ли хоть какая-то выгода для России от такой массовой раздачи наших паспортов? Аргументы «за» привести сложно. Причем имеется достаточно интересный прецедент. Так, до 2015 года аналогичный договор действовал с Туркменией, но по инициативе Ашхабада он продлен не был. Комментарий российского МИДа по данному поводу был следующим:

Такой шаг туркменской стороны считаем правомерным, поскольку он соответствует условиям Соглашения. С пониманием воспринимаем это решение.

Реакция вполне здравая. Туркмения считает, что её гражданам недопустимо иметь двойное гражданство в т.ч. с Россией. Проблем нет.

Если возвращаться к договору о двойном гражданстве с Таджикистаном, в соответствии со статьей 10 он «автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока». Предыдущее автоматическое продление случилось в 2021 году. Следующее — в 2026 году. Однако у Москвы есть возможность за шесть месяцев «до» заявить о непродлении документа. Также, как это сделал в свое время Ашхабад. Иначе массовая паспортизация мигрантов продолжит набирать обороты.