Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго

 Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго

Европейское нефтяное эмбарго и потолок цен G7 спровоцировали бум на танкерном рынке. Ажиотаж говорит о том, что российское сырье обязательно найдет покупателя, однако рискует просесть по цене, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов.

Информационное агентство Reuters сообщило о буме на танкерный флот.

Связано это с введением потолка цен на российскую нефть, который осложнил западным компаниям работу с отечественным сырьем.

Теперь поставки нефти из РФ на мировой рынок стали для них рисковым бизнесом – нужно, чтобы контрактная стоимость сырья не превышала 60 долларов за баррель.

Рынок давно готовился к данной ситуации: Reuters сообщает, что норвежские и греческие судоходные компании активно продавали старые танкеры компаниям из Индии, Китая и стран Ближнего Востока, решившим застолбить перевозки российской нефти.

Агентство приводит в качестве примера зарегистрированную в Женеве компанию Fractal Shipping, которая менее чем за год собрала флот из 23 танкеров, купленных в интересах инвесторов из Дубая (ОАЭ). Исследование компании Eikon показывает, что данные суда везут российскую нефть из портов Балтийского и Черного морей.

 Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго
Эмбарго против российской нефти введено с 5 декабря 2022 года

Исполнительный директор Fractal Shipping Матье Филипп объяснил эти инвестиции деловой смекалкой: бизнесмен и его партнеры решили, что спрос на нефть неизбежно возрастет с пандемических минимумов, и что под него потребуется перевозка.

Российский рынок сегодня считается самым горячим и перспективным на рынке танкерных перевозок, и туда стремятся многие независимые компании.

В Fractal Shipping сделали ставку на подержанные суда: обычно крупные перевозчики отказываются от кораблей старше 15 лет, связано это с большими расходами на страховку и содержание, однако женевская структура пошла другим путем.

Флот Fractal Shipping состоит из судов возрастом от 13 до 19 лет: все они исправны, но не подпадают под стандартную западную бизнес-модель, в рамках которой стоимость кредитов и страхования задает временной цикл использования техники.

Повышенный спрос на рынке сегодня зафиксирован на танкеры класса Aframax, способные перевозить до 600 тысяч баррелей. Такие суда обычно используются для загрузки в портах Ленинградской области, через которые шла основная торговля с Европой.

 Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго
Для перевозки российской нефти нужны танкеры класса Aframax

Стоимость двадцатилетнего судна данного класса с января 2022 года подскочила на 86% с 11,8 млн долларов до 22 млн долларов. В 2022 году, по данным VesselsValue, было зафиксировано 148 сделок по Aframax, что на 5% больше, чем годом ранее.

У Fractal Shipping, согласно сайту компании, в распоряжении находится семь таких судов.

Российская марка нефти Urals торгуется выше западного потолка цен в 60 долларов за баррель, и это говорит о том, что российским компаниям необходимо изыскивать новые пути экспорта, тем более нельзя исключать новый скачок котировок в начале 2023 года.

Одновременно вышли интересные данные от Bloomberg: 1-2 декабря резко возросли объемы поставок российской нефти неизвестным потребителям, причем речь идет об 1 млн баррелей в сутки. Куда и кому ушло это сырье непонятно, как и кто его перевозил.

Российская нефть найдет покупателя«Основные объемы российской нефти с рынка никуда не уйдут – сырье продолжит находить своего потребители, а более важным вопросом является цена, по которой Москва будет продавать нефть», — констатирует энергоэксперт Александр Перов.

 Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго
Urals сейчас торгуется в районе 63 долларов за баррель

Разница между марками Brent и Urals сегодня составляет 20 долларов за баррель, причем после введения европейского эмбарго на российские поставки и механизма предельных цен G7 она вырастет по экономическим причинам.

Ситуация продолжит ухудшаться: вслед за нефтяным эмбарго от 5 декабря 2022 года грядет европейское эмбарго на российские нефтепродукты от 5 февраля 2023 года, в результате чего Москве придется перенаправить дополнительные объемы экспорта.

«Отказ европейских потребителей сначала от нефти, а затем и от нефтепродуктов вместе с проблемой доставки нефти до конечного потребителя будет давить на цены. Проблемы уже возникли – можно вспомнить пробку из танкеров, которая возникла на черноморском направлении. Очевидно, что трудности этим не ограничатся», — резюмирует Перов.

Россия найдет танкеры, страховые компании и покупателей на сырье, но транспортное плечо увеличится, а вместе с ним и другие издержки. Это обернется снижением прибыли и ожидаемых нефтяных доходов федерального бюджета.

 Россия найдет танкеры для обхода европейского нефтяного эмбарго
Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов«Российская нефть будет доставляться на мировой рынок, а главной проблемой останется тот факт, что РФ придется в течение неопределенного времени продавать сырье дешевле конкурентов», — заключает Перов.

Однако издержки от эмбарго носят двусторонний характер: необходимость полного замещения российской нефти поставила перед ЕС трудно решаемые задачи.

Дмитрий Сикорский