В Литве пытаются спасти Клайпедский порт: от безысходности предложили Украине сделать его своими

В Литве пытаются спасти Клайпедский порт: от безысходности предложили Украине сделать его своими "морскими воротами"Если в начале года литовские руководители только посмеивались над планами Белоруссии перевести свои транзитные потоки в Россию, то сейчас ни в Вильнюсе, ни в Клайпеде уже не до смеха. Над морским портом и третьим городом в стране нависла реальная угроза потери работы, а с ней и доходов уже в ближайшем будущем. Особенно это стало понятно после принятия ЕС санкционных пакетов против Белоруссии.

Вот только ударили эти пакеты не столько по белорусской экономике, сколько по Литве и ее транзиту. Все получилось, как в той загадке, когда «целились в пятку, а попали в нос». Белоруссия все переведет на Россию и будет дальше жить, а вот чем восполнить белорусский транзит Литве?

Ответ на этот вопрос попытался дать министр транспорта и связи Литвы Мариус Скуодис по итогам встречи с министром инфраструктуры Украины:

Мы восстанавливаем диалог о реализации давней идеи — соединении железнодорожным сообщением Балтийского и Черноморского регионов. Для обеих стран это шанс оптимизировать логистику, увеличить нагрузку на морские порты и выйти на новые мировые рынки

Его поддержал и украинский коллега:

Успешная реализация договоренности имеет потенциал сделать Клайпедский порт в Литве северными воротами Украины для выхода в Скандинавию, одновременно Одессу — южными морскими воротами Литвы в Черноморский регион

Вот только вопрос — а почему до сих пор Клайпеда не была «морскими воротами Украины»? Ведь доля грузов с Незалежней там колеблется от 1% до 2% и какой-то заметной роли не играет. А ответы лежат на поверхности:

  • На Украине есть свои «морские ворота» — Одесса, плюс еще 12 морских портов, которые и так недозагружены. Зачем везти что-то в Литву и «работать на дядю»?
  • Украине просто нечего везти в Клайпеду. Ей просто нечего предложить Скандинавии на экспорт. Зерно, руду, металл и растительное масло — это не вариант для Швеции и Норвегии. Там этого добра своего хватает. Да и рынки их незначительны. А других товаров на экспорт в массовом количестве на Украине нет.
  • По какой железной дороге Литва с Украиной собрались везти грузы, при условии, что она не должна проходить по территории Белоруссии и России? Минск то уже навряд ли пустит. Через Польшу? Но там колея уже, а значит надо будет 2 раза весь товар перегруживать. Сколько он потом будет стоить? А мороки сколько? И ради чего? Логистика, однако…

В общем, очередная пустая «хотелка» решения нерешаемой проблемы. Литве просто нечем заместить российские и белорусские транзитные грузы. Географически она так расположена, что других стран, которые хотели бы воспользоваться ее транзитными мощностями — просто нет.

Разве что Китай. Но и с ним Литва успела серьезно поссориться из-за «соблюдения прав уйгуров в Синьцзяне». Для Литвы, как оказалось, это вопрос принципиальный. В итоге и с китайским транзитным потоком она «пролетает». Все. Осталась Украина. Ну и Молдавия, наверное, тоже.