Украина, Беларусь и Польша — три страны-транзитера российского газа, которые пострадают от запуска Северного потока 2

Украина, Беларусь и Польша - три страны-транзитера российского газа, которые пострадают от запуска Северного потока 2

Украина, Беларусь и Польша — три страны-транзитера российского газа, которые напрямую пострадают от запуска «Северного потока 2». Из-за текущей внутренней политики Беларусь не участвует в обсуждении газопровода

По территории Беларуси проходят многочисленные экспортные газопроводы. Их можно разделить на две структуры. Первый — это газопровод Ямал-Европа, построенный на рубеже ХХ и ХХI веков. С момента завершения строительства газопровод хоть и строился на территории Беларуси, но принадлежал российскому «Газпрому». Вторая структура — это бывшая Белорусская газопроводная система (ГТС Беларусь) протяженностью почти 8 тыс. километров. Газопроводы этой системы позволяют подавать газ, в том числе в Литву, Украину и Польшу. В случае Польши основная нагрузка по поставкам газа лежит на бывшей Белорусской ГТС ), а не на газопроводе «Ямал-Европа».

В рекордном 2013 году по газопроводам, расположенным на территории Беларуси, было транспортировано 48,8 млрд куб. газа, в том числе 34,7 млрд куб. по газопроводу Ямал-Европа. Протяженность этого газопровода с белорусской стороны составляет 575 км. Изначально его единственным владельцем был «Газпром», но до 2011 года им управлял белорусский «Белтрансгаз». В 2007-2011 годах «Газпром» приобрел за сумму около пяти миллиардов долларов, включая списание долгов, поставки газа и 100 процентов акций государственной компании «Белтрансгаз», которая управляла газотранспортной сетью в Беларуси. В результате сделки все транзитные линии перешли в собственность «Газпрома», а сама компания сменила название на «Газпром трансгаз Беларусь».

Украина, Беларусь и Польша - три страны-транзитера российского газа, которые пострадают от запуска Северного потока 2

На основании межправительственных соглашений «Газпром» обязан платить Беларуси за транзит газа по своей территории. Сумма в открытом сообщении не разглашается, ее можно только оценить. В 2010 году, во время одного из многочисленных газовых кризисов на линии Минск-Москва, элементом спора стала предполагаемая задолженность «Газпрома» за транзит газа за предыдущий год, которая составила 250 миллионов долларов США. По данным «Газпрома», плата за передачу в то время составляла 1,45 доллара за тыс. куб м на 100 км. Белорусы же подсчитали причитающуюся сумму из расчета 1,88 доллара за тыс. куб м на 100 км. Однако плата за транзит определяется ежемесячно на основе специальных расчетов, предусмотренных соглашениями между белорусской и российской сторонами. По данным «Газпрома», в 2020 году стоимость транзита газа через Беларусь должна была составить 360 млн долларов.

Уже несколько лет транзит газа через Беларусь систематически сокращается. В 2018 году по этому маршруту было перекачано 42,4 млрд куб. газа, в 2019 году 39,29 млрд куб. Это связано с несколькими факторами, включая снижение спроса на газ в странах Западной Европы из-за теплых зим, деятельность по диверсификации, в том числе со стороны Польши, которая последовательно планирует снизить зависимость от газа, импортируемого из России, и действия самой России, заключающиеся в поиске альтернативных маршрутов транспортировки газа в обход традиционных партнеров.

Именно этот последний фактор повлияет на будущее транспортировки газа через Беларусь в ближайшие годы. Полное завершение проектов газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2» приведет к более «гибкому» подходу «Газпрома» к конкретным маршрутам транспортировки газа. Однако в основном это будет связано с политическим, а не экономическим фактором. Для Беларуси доходы от транспортировки газа, хотя и не слишком высокие, представляют собой важный элемент стабилизации финансового положения государственного бюджета. Особенно в то время, когда Запад усиливает политику секторальных санкций против правительства в Минске. Россия может захотеть сохранить транзит через Беларусь, стоимость транспортировки газа через эту страну ниже, чем в случае транзита газа по украинскому маршруту. Однако проблема возникает по ту сторону границы, то есть в Польше.

В настоящее время стоимость транзита газа через территорию Польши — одна из самых низких в Европе. Можно оценить, что он колеблется в районе одного доллара за тыс. куб м на 100 км. Это результат невыгодной формулы контракта, связанной с двумя историческими контрактами — контрактом на транзит, срок действия которого истек в мае 2020 года, и контрактом на поставку газа, который истекает в конце 2022 года. Только по истечении этого времени ERO сможет устанавливать транзитные тарифы в соответствии с рыночной стоимостью. Чтобы газ продолжал проходить через Беларусь и приносил прибыль Минску, он также должен идти в Польшу или далее в Германию. Изменение тарифных ставок на польском участке газопровода Ямал-Европа с 2023 года может означать, что Газпром не захочет нести дополнительные политически мотивированные расходы, тем более что у него есть более дешевая альтернатива в виде морских газопроводов на севере и юге Европы.

Независимо от стоимости транзита газа по техническим причинам Газпрому все равно придется использовать белорусско-польский маршрут, если он хочет полностью отказаться от транспортировки газа через Украину после 2024 года. Это связано с техническим состоянием транспортных линий.